Название статьи

ПУТЬ ОТ ОБРАЗА К СИМВОЛУ. ПОЯВЛЕНИЕ И РЕАЛИЗАЦИЯ В РУССКОМ ИСКУССТВЕ НАЧАЛА XX В. КОНЦЕПТА «СКИФ»

Автор/ы

И. Н. Зуев

Сведения об авторе/авторах

Илья Николаевич Зуев — аспирант, старший научный сотрудник, Алтайский государственный университет, пр. Ленина, д. 61, 656049 г. Барнаул, Россия. E-mail: z_ilya@list.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 45

Страницы

С. 222-231

Дата поступления статьи

17.02.2017

Дата публикации

15.09.2017

Индекс УДК

7.036

Индекс ББК

85.103(2)6

Аннотация

В период конфликта культур в оппозиции Восток-Запад в культурном пространстве России начала XX в. появился и распространился концепт «скиф». Возникает он в поэзии символистов, наиболее законченную форму, практически манифестом становится в поэзии А. Блока. Также переосмысливается и вводится в культурную среду концепт «варвар». Оба лингвистических концепта возникают как своеобразные маркеры, знаки, отличающие культуру Запада от культуры Востока. Они проникают из мира искусства в общую культурную картину общественной жизни. Рассматривается путь от знака через образ к приобретению значения символа и символического; функционирование возникших в «неустойчивое» историческое время концептов, которые приобрели широкое распространение, и достигли уровня феноменов общественного сознания.

Ключевые слова

русский символизм, поэзия начала XX в., западный и восточный мир культуры, образ, символ, знак, семиотическая структура, концепт «скиф», культурное знаковое поле.

Список литературы

1 Белый А. Кризис культуры // Символизм как миропонимание. М.: Республика, 1994. С. 260–400.
2 Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1989. 224 с.
3 Блок А. А. Дневники // Блок А. А. Собр. соч.: в 8 т. М.; Л.: Госполитиздат, 1964. Т. 6. С. 317–381.
4 Богин Г. Г. Филологическая герменевтика. Калининград: Калининградский гос. ун-т, 1982. 347 с.
5 Бунин И. А. Иония и Китеж. К 50-летию со дня смерти гр. А. К. Толстого // Бунин И. А. Окаянные дни. М.: Сов. писатель, 1990. С. 359–371.
6 Быстров В. Н. Идея преображения мира в сознании и творчестве Александра Блока. Грани трагедии (1910–1921) // Литература и история. СПб.: Наука, 2001. Вып. 3. С. 359–413.
7 Лихачев Д. С. Очерки по философии художественного творчества. СПб.: Искусство,1999. 280 с.
8 Лосев А. Ф. Логика символа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во Политической литературы, 1991. С. 247–274.
9 Лосев А. Ф. Диалектика мифа // Лосев А. Ф. Философия. Мифология. Культура. М.: Изд-во Политической литературы, 1991. С. 21–186.
10 Лосев А. Ф. Знак. Символ. Миф. М.: Наука, 1982. 620 с.
11 Лотман Ю. М. Театральный язык и живопись // Лотман Ю. М. Об искусстве. СПб.: Искусство-СПб, 1998. С. 234–280.
12 Лотман Ю. М. Тезисы к семиотике русской культуры. Программа изучения русской культуры // Ю. М. Лотман и тартуско-московская семиотическая школа. М.: Гнозис, 1994. С. 407–416.
13 Лотман Л. М. Реализм русской литературы 60-х гг. XIX в. Л.: Наука, 1974.350 с.
14 Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре. СПб.: Искусство-СПб, 1994. 780 с.
15 Лотман Ю. М. В школе поэтического слова: Пушкин, Лермонтов, Гоголь. М.: Наука, 1988. 280 с.
16 Пелепенко А. А., Яковенко И. Г. Культура как система. М.: АГРАФ,1998. 340 с.
17 Свасьян К. А. Проблема символа в современной философии. Благовещенск: Благовещенский педагогический колледж, 2000. 280 с.
18 Смирнов И. П. Мегаистория. К исторической типологии культуры. М.: Гнозис, 2000. 544 с.
19 Соловьев В. С. Россия и Византия // Вестник Европы. 1896. № 4. С. 787–808.
20 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ. Исследования в области мифопоэтического. М.: Прогресс Культура, 1995. 624 с.
21 Ханзен-Леве О. Русский символизм. Система поэтических мотивов. Ранний символизм. СПб.: Искусство, 1999. 580 с.
22 Хачатурян В. Революция и русская культура в концепции // Европейский альманах: История, традиция, культура. М.: Наука, 1993. С. 39–49.
23 Чайковская О. Г. «Как любопытный скиф». Русский портрет и мемуаристика второй половины XVIII в. М.: Искусство, 1990. 520 с.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации