Название статьи

РУССКО–ЛИТОВСКИЙ ЯЗЫЧЕСКИЙ ПРОЕКТ КОНЦА 90-Х XX В.: ОТ ИДЕИ К ПОСЛЕДСТВИЯМ

Автор/ы

Р. В. Шиженский
Е. С. Суровегина

Сведения об авторе/авторах

Роман Витальевич Шиженский — кандидат исторических наук, доцент, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Д. Ульянова, д. 1, 603005 г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: heit@inbox.ru

Екатерина Сергеевна Суровегина — магистрант, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Д. Ульянова, д. 1, 603005 г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: ekaterina.surovegina@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2017

Номер журнала

Т. 45

Страницы

С. 35-46

Дата поступления статьи

28.02.2017

Дата публикации

15.09.2017

Индекс УДК

008+299.18

Индекс ББК

71(4Лит)+71(2)+86.39

Аннотация

Несмотря на весьма солидный возраст современного русского язычества, в соответствии с хронологической историей российских НРД (новых религиозных движений), вопросы, связанные с генезисом международных контактов политеистов XX в., вызванным эксцессивностью лидеров групп, весьма слабо освещены в религиоведческом научном сообществе. В статье рассматриваются особенности русско-литовских «языческих связей» конца 90-х гг. прошлого столетия. Результаты выхода идеологов российских «Союза Славянских Общин» и общины «Коляда» на европейскую pagan-площадку нашли отражение в разработке положений «Европейского Природного Религиозного Объединения», европейском языческом признании обрядовой практики формирующегося русского жреческо-волховского «сословия»; разработке одной из первых в России моделей русской языческой нравственности и введением в понятийный аппарат «родноверия» — ключевого понятия конструируемой языческой терминологии.

Ключевые слова

современное русское язычество, дарна, Европейское Природное Религиозное Объединение, Всемирный конгресс языческих религий, родноверие, волхвы, обряд, «Ромува», международное сотрудничество.

Список литературы

1 Агальцов А. Н. Российское неоязычество как религиозно-нравственный феномен: автореф. дис. ... канд. филос. наук. Тула, 2010. 133 с.
2 Бессонов И. А. Календарные праздники современных экопоселений (на материале субкультуры «анастасиевцев») // Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период: сб. науч. ст. М.: Гос. республиканский центр русского фольклора, 2011. Вып. 14. С. 396–406.
3 Влх. Велимир. Книга природной веры. М.: Велигор, 2009. 592 с.
4 Влх. Велимир. Русское язычество и шаманизм. М.: Ин-т общегуманитарных исследований, 2006. 608 с.
5 Гаврилов Д. А., Брутальский Н. П., Авдонина Д. Д., Сперанский Н. Н. Манифест языческой Традиции. М.: Ладога-100, 2007. 40 с.
6 Гайдуков А. Славянское новое язычество в России: опыт религиоведческого исследования // Religiopolis. Центр религиоведческих исследований. URL:http://www.religiopolis.org/religiovedenie/5730-rodnoverie.html (дата обращения: 20.02.2017).
7 Дерево Жизни. Газета этнического возрождения. Б. м., 2012. № 52.
8 Итс Р. Шепот Земли и молчание Неба. Этнографические этюды о традиционных народных верованиях. М.: Политиздат, 1990. 318 с.
9 Кавыкин О. И. «Родноверы». Самоидентификация неоязычников в современной России. М.: Изд-во Ин-т Африки РАН, 2007. 232 с.
10 Основы Русской Народной Веры. М.: Белые альвы, 2016. 256 с.
11 Петкова С. М. Неоязычество в современной европейской культуре (на примере расовых теорий). Ростов н/Д: Изд-во РГУПС, 2009. 106 с.
12 Православ. Шестой Мировой Конгресс Этнических Религий // Дерево Жизни. Газета этнического сопротивления. Троицк: Тровант, б.г.
13 Реальные достижения и проблемы развития родной веры в славянских странах // Слава! Вестник Родового Славянского Веча. М.: Атеней. С. 3.
14 Рыжакова С. И. Ромува. Этническая религиозность в Литве // Исследования по прикладной и неотложной этнологии. М.: Изд-во Ин-та этнологии и антропологии РАН, 2000. № 136. С. 4.
15 Славянское Родноверие // Тонкий Мир. URL: http://tonkiimir.ru/topic1853-60.html (дата обращения: 01.12.2016).
16 Сперанский Н. (Велимир). История и вера «Коляды Вятичей» // Информационный Портал Языческой Традиции. URL: http://www.triglav.ru/forum/index.php?showtopic=236 (дата обращения: 30.12.2016).
17 Тринкунас Й. Всемирный конгресс этнических религий в Вильнюсе // Наследие предков. № 6. С. 6.
18 Шиженский Р. В. Darna как религиозная категория современных литовских язычников // Вестник бурятского государственного университета. 2013. № 6. С. 171–174.
19 Шиженский Р. В. Интервью с членом общества религиоведов Финляндии Каариной Айтамурто // Новостная лента. Исследовательская лаборатория «НРД в современной России и странах Европы». URL: http://nrdlab.ru/posts/1006557 (дата обращения: 20.02.2017).
20 Шиженский Р. В. Почвенник от язычества: мировоззренческие дискурсы волхва Велимира (Н. Н. Сперанского). Н. Новгород: Тип. Поволжье, 2015. 216 с.
21 Шнирельман В. А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: ББИ, 2012. С. 237–238.
22 Язычество в современной России: опыт междисциплинарного исследования. Монография / под ред. Р. В. Шиженского. Н. Новгород: Изд-во Мининского ун-та; Тип. Поволжье, 2016. 264 с.
23 Ярцев А. Б. Антропологические аспекты политических и социальных учений в современном неоязычестве в России. М.: МАКС Пресс, 2009. 27 с.
24 Aitamurto K. Paganism, Traditionalism, Nationalism: Narratives of Russian Rodnoverie. Helsinki: University of Helsinki, 2016.232 p.
25 Cosmopolitanism, Nationalism, and Modern Paganism / Ed. by Rountree, Kathryn. New York: Palgrave Macmillan US, 2017.276 p.
26 Vasilev M. S. Our experience of religious building // The Oaks. The official publication of World Congress of Ethnic Religions. Vilnius. 2001. № 3. P. 4.
27 Кравчук I. Свiтовий конгресс етнiчних релiгiй // Сварог. Київ, 1998. Вип. 8. С. 7–8.
28 Modern Pagan and Native Faith Movements in Central and Eastern Europe / Ed. by K. Aitamurto and S. Simpson. — Porthcawl, UK: Acumen Publishing, 2013.358 p.
29 Trinkunas J. Of gods & holidays: the Baltic heritage. Vilnius: Tverrne, 1999. 216 p.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации

 Скачать