Название статьи

«ВИЗАНТИНИЗМ» В ИНТЕРПРЕТАЦИИ Г. П. ФЕДОТОВА

Автор/ы

А. В. Антощенко

Сведения об авторе/авторах

Александр Васильевич Антощенко — доктор исторических наук, профессор, Петрозаводский государственный университет, ул. Ленина, д. 33, 185910 г. Петрозаводск, Россия. E-mail: antoshchenko@yandex.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2017

Номер журнала

Т. 44

Страницы

С. 7–20

Дата поступления статьи

13.04.2017

Дата публикации

15.06.2017

Индекс УДК

930

Индекс ББК

87.3(2)+63.3

Аннотация

В статье анализируется построение исторического нарратива последней монографии Г. П. Федотова «Русская религиозность», опубликованной вскоре после Второй мировой войны в США и обращенной к американскому читателю. Автор показывает, что другим «предполагаемым читателем» этого нарратива были консервативно-ортодоксальные коллеги историка по Свято-Сергиевскому богословскому институту, с которыми он продолжал скрытую полемику. Именно она обусловила детальную характеристику византийского влияния на восприятие христианства в Древней Руси. Г. П. Федотов критически оценивал «русский византинизм», противопоставляя ему другой полюс русской религиозности — «кенотизм», понимаемый как следование Христу в любви к Богу и человеку. Такое биполярное рассмотрение исторического материала, нацеленное на выявление смысла понятий, свойственных для древнерусской религиозной ментальности, позволяет определить книгу русского историка как исследование, основанное на структуралистском подходе.

Ключевые слова

Г. П. Федотов, «Русская религиозность», византинизм, кенотизм, православие.

Список литературы

1 Антощенко А. В. Концепция древнерусской святости Г. П. Федотова (об одной скрытой полемике в русской эмиграции 1930-х гг.) // Перекресток культур: междисциплинарные исследования в области гуманитарных наук. М.: Логос, 2004. С. 132–151.

2 Бёртнес Ю. Русский кенотизм: к переоценке одного понятия // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX веков: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск: ПетрГУ, 1994. Т. 1. С. 61–65.

3 Галямичева А. А. Георгий Петрович Федотов: жизнь и творчество в эмиграции. Саратов: Наука, 2009. С. 197–214. 

4 Гумерова Ж. А. Идеал святости у Г. П. Федотова // Вестник Томского государственного университета. 2005. № 289. С. 32–38.

5 Иванова Т. В. Проблема свободы в историософских воззрениях Г. П. Федотова. автореф. дис. … канд. филос. наук. М.: РАГС при Президенте РФ,  2001. 142 c. 

6 Исмаилов А. С. Истоки политико-философской концепции Г. П. Федотова // Проблемы современной науки и образования. 2012. № 2 (12). С. 70–72.

7 Письма Г. П. Федотова к Б. А. Бахметьеву и сопутствующие материалы // Мир историка: историографический сборник. Омск: ОмГУ, 2014. Вып. 9. С. 402–440. 

8 Письма-исповедь Г. П. Федотова к Т. Ю. Дмитриевой // Мир историка. Омск: ОмГУ, 2015. Вып. 10. С. 397–454. 

9 Сомин Н. В. А. В. Карташев о взаимоотношении Церкви и государства // Ежегодная богословская конференция Православного Свято-Тихоновского богословского института: материалы. М.: ПСТБИ, 1998. С. 169–152.

10 «Теперь я спокоен за будущее и могу спокойно работать». Из переписки Г. П. Федотова и М. М. Карповича. 1941–1945 гг. // Исторический архив. 2013. № 5. С. 114–136.

11 Федотов Г. П. О гении // Вопросы философии. 2015. № 3. С. 118–121. 

12 Федотов Г. П. Собр. соч.: в 12 т. М.: Sam&Sam, 1996.

13 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. 4-е изд. Париж: YMCA-Press, 1988. 602 c.

14 Хоружий С. С. Неопатристический синтез и русская философия // Вопросы философии. 1994. № 5. С. 75–88. 

15 Черняев А. В. Г. В. Флоровский как философ и историк русской мысли. М.: ИФ РАН, 2010. 199 c.

16 Янцен В. В. Неизвестные страницы биографии Г. П. Федотова в США // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 3. С. 79–93.

17 Ankersmit F. R. Narrative Logic: A Semantic Analysis of the Historian’s Language. The Hague; Boston; London: Martinus Nijhoff Publishers, 1983. 266 p.

18 Cherniavsky M. G. P. Fedotov, The Russian Religious Mind, II: Middle Ages, The Thirteenth to the Fifteenth Centuries. Edited, with a foreword by John Meyendorff. Cambridge; Massachusetts: Harvard University Press, 1966. P. XVI. 423 p. // Speculum. 1967. Vol. 42. № 4. P. 733–736; 

19 Fedotov G. P. The Russian Church (A Short Historical Sketch). P. 1 // Sobornost’. 1935. № 1 (New Series). P. 23–29.

20 Florovsky G. V. The Russian Religious Mind. By G. P. Fedotov. Cambridge, Mass, Harvard University Press. Vol. I, Kievan Christianity, 1966. 431 p. Vol. II, Middle Ages. 1966. 423 p. // Journal for the Scientific Study of Religion. 1968. Vol. 7. № 2. P. 318–319.

21 Miller D. B. The Russian Religious Mind. Volume II, Middle Ages, The Thirteenth to the Fifteenth Centuries. By G. P. Fedotov. Edited, with a foreword by John Meyendorff. Cambridge, Mass, Harvard University Press, 1966. Vol. XVI. 423 p. // American Historical Review. 1969. Vol. 74. № 4. P. 1268–1269.

22 Mjør K. J. Reformulating Russia: The Cultural and Intellectual Historiography of First-Wave Émigré Writers. Leiden; Boston: Brill, 2011. 327 p.

23 Munslow A. Narrative and History. Basingstoke: Palgrave MacMillan, 2007. 190 p.

24 Petro N. N. Challenge of the «Russian Idea»: Rediscovering the Legacy of Russian Religious Philosophy // Christianity and Russian Culture in Soviet Society. Boulder; San Francisco; London: Westview Press, 1990. P. 206–212.

25 Röhrig H. J. Zum Begriff ‘Kenosis’ in der russischen Theologie // Russische Begriffsgeschichte der Neuzeit: Beiträge zu einem Forschungsdesiderat. Köln: Böhlau Verlag Köln Weimar, 2006. S. 319–332.

26 Rubin D. Holy Russia, Sacred Israel: Jewish-Christian Encounters in Russian Religious Thought. Brighton (MA): Academic Studies Press, 2010. 570 p.

27 Spinka M. The Russian Religious Mind. By George P. Fedotov. Cambridge; Mass.: Harvard University Press, 1946. Vol. XIV. 438 p. // Church History. 1947. Vol. 16. № 2. P. 114–115.

28 Timashev N. S., Fedotov G. P. The Russian Religious Mind. Cambridge; Mass: Harvard University Press, 1946. 438 p. // Russian Review. 1947. Vol. 7. № 1. P. 123–125.

29 White H. Figural Realism: Studies in the Mimesis Effect. Baltimore; London: John Hopkins University Press, 1999. 210 p.

30 Williams G. H. The Neo-Patristic Synthesis of Georges Florovsky // Georges Florovsky: Russian Intellectual. Orthodox Churchman / ed. by A. Blane. Crestwood; NY: St. Vladimir’s Seminary Press, 1993. P. 287–340.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации