Название статьи

СТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ИСКУССТВА РУССКОЙ НАБОЙКИ КУСТАРНОГО ПЕРИОДА

Автор/ы

М. В. Громова

Е. В. Морозова

Сведения об авторе/авторах

Мария Валентиновна Громова — старший преподаватель, Российский государственный университет им А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: gromova33255@gmail.com

Екатерина Васильевна Морозова — кандидат искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: morosowa8888@rambler.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 44

Страницы

С. 189–195

Дата поступления статьи

07.03.2017

Дата публикации

15.06.2017

Индекс УДК

745.52+ 745.04

Индекс ББК

85.125 + 37.230.5

Аннотация

Искусство русской набойки — изготовления печатных тканей — берет начало в раннем Средневековье. Сложившиеся в древности технологические приемы производства набивных тканей определили мотивы орнаментов и цветовые гаммы рисунка, передававшиеся ремесленниками из поколения в поколение без существенных изменений. Особенности применения набивных тканей в России, а также заметная роль монастырей в развитии текстильного дела сформировали особое сакральное отношение к этому ремеслу. Появление первых мануфактур в начале XVIII в. не привело к существенным изменениям в технологии. Кустарная набойка не только целое столетие процветала, существуя по соседству с фабричной, но и переживала свой наивысший подъем, благодаря заимствованию новых технологий. Позднее ремесленные, кустарные приемы в проектировании и нанесении рисунка на ткань сохранялись на крупнейших текстильных мануфактурах до начала ХХ в. Это во многом определило глубокую приверженность традициям и преемственность в дизайне русского печатного рисунка на ткани.

Ключевые слова

текстильный орнамент, кустарное производство, набойка.

Список литературы

1 Бесчастнов Н. П., Журавлева Т. А. Методы художественного проектирования текстильного рисунка: учеб. пособие. М.: Московский текстильный ин-т им. А. Н. Косыгина, 1988. 72 с.
2 Виноградов Н. Н. Красильно-набивной промысел Костромской губернии. Кострома: Куст. отд. Костромского губ. земства, 1915.
3 Гарелин Я. П. Город Иваново-Вознесенск, или бывшее село Иваново и Вознесенский посад: в 2 ч. Шуя: Лито-тип. Я. И. Борисоглебского, 1885. Ч. 2. 140 с.
4 Дмитриев Н. Н. Первые русские ситценабивные мануфактуры XVIII века. М.; Л: ОГИЗ, 1935. 310 с.
5 Ковалевский В. А. Хозяин трех гор. М.: Худож. лит., 1939. 248 с.
6 Ковешникова Н. А. История дизайна: учеб. пособие. М.: Омега-Л, 2015. 224 с.
7 Материалы к истории Прохоровской Трехгорной мануфактуры и торгово-промышленной деятельности семьи Прохоровых. Годы 1799–1915: историко-статистический очерк. М.: Тов-во тип. Мамонтова, 1916. 473 c.
8 Соболев Н. Н. Набойка в России. М.: Тип. тов-ва И. Д. Сытина, 1912. 110 с.
9 Якунина Л. И. Русские набивные ткани XVI–XVII вв. М.: ГИМ, 1954. 22 с.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации

 Скачать