Название статьи

РУКОПИСНЫЕ КНИГИ «ДИДАСКАЛА» ФАДДЕЯ СУБОТИНА КАК ИСТОЧНИКИ О МУЗЫКАЛЬНО-РЕФОРМАТОРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКИХ МАСТЕРОВ ХVII В.

Автор/ы

Н. П. Парфентьев

Н. В. Парфентьева

Сведения об авторе/авторах

Николай Павлович Парфентьев — доктор исторических наук, доктор искусствоведения, профессор, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), пр. Ленина, д. 76, 454080 г. Челябинск, Россия. E-mail: parfentevnp@susu.ru

Наталья Владимировна Парфентьева — доктор искусствоведения, профессор, Южно-Уральский государственный университет (Национальный исследовательский университет), пр. Ленина, д. 76, 454080 г. Челябинск, Россия. E-mail: parfentevanv@susu.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2017

Номер журнала

Т. 46

Страницы

С. 226-235

Дата поступления статьи

30.05.2017

Дата публикации

15.12.2017

Индекс УДК

783.2

Индекс ББК

85.318

Аннотация

В ходе книжной реформы 1650–1670-х гг. выдающимися мастерами-дидаскалами (теоретиками, учителями) были отредактированы тексты певческих книг, усовершенствовано крюковое нотное письмо, составлен обобщающий музыкально-теоретический трактат. Это позволило в будущем осуществить быстрый переход к стилистически новому европейскому искусству. Фаддей Суботин был участником второй комиссии (1669–1670), собранной по указу царя Алексея Михайловича для исправления церковного пения. В статье приводятся данные об обнаруженных автографических сборниках мастера, а также сведения документальных архивных источников о нем самом. Установлено, что мастер родился в семье обедневшего крестьянина в Сольвычегодском уезде. В Москве он представлял школу строгановского «Усольского мастеропения», а после работы в комиссии был зачислен в штат придворных писцов, занимавшихся перепиской исправленных книг. В недавно обнаруженном певческом сборнике основная правка текстов песнопений выполнена почерком мастера. Эта рукопись — черновой, рабочий вариант с редакторской правкой, которая, вероятно, проводилась в ходе работы мастеров в комиссии. Исследование рукописи позволяет раскрыть принципы и приемы редактирования словесного и музыкального материалов. Известна и другая рукопись Фаддея Суботина — «Трезвоны» — сборник певческих циклов «нарочитым» святым и праздникам. Сборник написан мастером после работы в московской комиссии для личного пользования, но отразил деятельность справщиков. В статье также в качестве примера авторского музыкального творчества мастера приведен краткий анализ его стихиры «Яко чиноначальник и пособник».

Ключевые слова

книжная реформа, древнерусское церковно-певческое искусство, комиссии справщиков-дидаскалов, Фаддей Никитин сын Суботин.

Список литературы

1 Александр Мезенец и прочие. Извещение... желающим учиться пению (1670 г.) / введ., публ., перев., историч. исслед. Н. П. Парфентьева; коммент. и исслед. З. М. Гусейновой. Челябинск: Челяб. Дом печати, 1996. 584 с.

2 Бражников М. В. Статьи о древнерусской музыке. Л.: Музыка, 1975. 120 с.

3 Лихачев Д. С. Исследования по древнерусской литературе. Л.: Наука, 1986. 406 с.

4 Металлов В. М. Очерк истории православного церковного пения в России. М.: [Б.и.], 1915. 176 с.

5 Музыкальная эстетика России XI–XVIII вв. / сост. А. И. Рогов. М.: Музыка, 1973. 244 с.

6 Новые памятники знаменного распева / сост. М. В. Бражников. Л.: Музыка, 1967. 82 c.

7 Парфентьев Н. П. О деятельности комиссий по исправлению древнерусских певческих книг в XVII в. // Археографический ежегодник за 1984 г. М.: Наука, 1986. С. 128–139.

8 Парфентьев Н. П. О строгановской мастерской книжно-рукописного искусства XVI–XVII вв. // Вестник Южно-Уральского гос. ун-та. Сер.: Социально-гуманитарные науки. 2008. Вып. 10. С. 43–62.

9 Протопопов В. В. Нотная библиотека царя Федора Алексеевича // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник за 1976. М.: Наука, 1977. С. 119–133.

10 Разумовский Д. В. Богослуженое пение православной Греко-Российской церкви. М.: Тип. О. Гербека, 1886. 172 с.

11 Разумовский Д. В. Церковное пение в России. М.: Типография Т. Рисъ, 1867. Вып. 1. 136 с.

PDF-файл

 Скачать

Иллюстрации