Название статьи |
ЛАНДШАФТНЫЕ КОННОТАЦИИ СОЛЯРНОГО МИФА В СТРУКТУРЕ КРЫМСКОГО ТЕКСТА (М. ВОЛОШИН «КИММЕРИЙСКИЕ СУМЕРКИ») |
Автор/ы |
О. В. Шалыгина |
Сведения об авторе/авторах |
Ольга Владимировна Шалыгина — доктор филологических наук, доцент, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, л. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. E-mail: shalygina@imli.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2017 |
Номер журнала |
Т. 46 |
Страницы |
С. 201-206 |
Дата поступления статьи |
15.08.2017 |
Дата публикации |
15.12.2017 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
Крымский текст как предмет исследования в свете возрастающего интереса к сверхтексту как таковому является важной литературоведческой проблемой. По В. Н. Топорову, в основе выделения локального текста лежит принцип сакральности, выделение более глубоких, сверхэмпирических сущностей, поиск ядра «сверхуплотненной» реальности. В цикле М. Волошина «Киммерийские сумерки» намечены основные константы «Киммерийского мифа». Образом «сверхплотной реальности» для Волошина становится геологическое время, его спрессованные пласты, обнажающиеся промывами дождей. В качестве сюжетной и символической основы цикла «Киммерийские сумерки» выделяется миф о Деметре, праматери, Песефоне, жене Аида, и Геракле, стрелы которого были пропитаны смертоносной желчью Лернейской гидры. Волошин заселяет «пустыни времени» Коктебеля древними героями «мифа творения». Образы «старинного золота» — золотого кубка, подаренного Гераклу Гелиосом, — выполняют роль метафорической связи, соединяющей части мифа творения с ежедневно творящейся мистерией света, камня, воды и растительной жизни в природе Восточного Крыма. |
Ключевые слова |
крымский текст, локальный текст, Киммерийский миф, М. А. Волошин, солярный миф |
Список литературы |
1 Волошин М. А. Собр. соч. / под общ. ред. В. П. Купченко, А. В. Лаврова. М.: Эллис Лак 2000, 2003. Т. I. 608 с. 2 Топоров В. Н. Петербург и «Петербургский текст русской литературы» (Введение в тему) // Петербургский текст русской литературы: Избр. тр. / Топоров В. Н. СПб.: Искусство-СПБ, 2003. C. 7–118. 3 Флоренский П. Анализ пространственности и времени в художественно изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. 324 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|