Название статьи |
СИМВОЛЫ СЛАВЯНСКОГО ИСКУССТВА ХХ В. |
Автор/ы |
В. И. Бугаев |
Сведения об авторе/авторах |
Василий Иванович Бугаев — кандидат философских наук, доцент, Луганский национальный университет им. Тараса Шевченко, Оборонная ул., д. 2, 91011 г. Луганск, Украина. E-mail: VasilBugajov@.ua |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 47 |
Страницы |
С. 214-219 |
Дата поступления статьи |
08.11.2017 |
Дата публикации |
15.03.2018 |
Индекс УДК |
7.01 |
Индекс ББК |
85 |
Аннотация |
Статья исследует развитие символики славянского искусства в ХХ в. Выдающиеся представители славянской культуры Н. К. Рерих, М. А. Приймаченко, А. А. Тарковский, С. И. Параджанов воплотили в своем творчестве символы «пантеистического идеала». Концепция «Пакта культур» Н. К. Рериха представляет синтез мировых культур. В данном синтезе равноправной символикой выступает славянское искусство. Вершину «семиосферы» (концепция Ю. М. Лотмана) славянского искусства представляет чудодейственное творчество М. А. Приймаченко. Искусство кинематографа А. А. Тарковского и С. И. Параджанова обогатило мировую культуру глубинной символикой пантеизма. Для ХХ в. характерен генезис славянской символики. В начале века возрождаются старинные русские промыслы. Широко распространяется интерес ко всему русскому — русскому стилю. Он становится своеобразным образом жизни. Представители культурной интеллигенции находятся в апогее развития русско-славянского процесса. Последователем и вдохновителем данного процесса в ХХ в. явилось творчество выдающегося русского художника Н. К. Рериха. Символика «Пакта культур» созвучна концепции «Прошлое-настоящее-будущее» русского мыслителя В. И. Вернадского. ХХ в. представляет собой сложный процесс становления искусства. В начале века мы замечаем четко тенденции классического наследия передвижников. Далее следует революционный «русский авангард». В середине века обозначен «социалистический реализм». Славянское искусство сосуществовало со всеми направлениями «семиосферы» ХХ в. Выдающийся русский исследователь Ю. М. Лотман определял художественное пространство как символическую модель культурно- исторических представлений эпохи. Славянская символика ХХ в. явилась определенной моделью генезиса современного искусства в созвучии многообразия образов-символов. |
Ключевые слова |
символ, славянское искусство, «Пакт культуры», артефакт, духовность, эстетика, традиция. |
Список литературы |
1 Бугаев В. И. Славянские образы-символы женственности в русской художественной культуре конца ХІХ – начале ХХ вв. // Вестник славянских культур. 2015. № 3 (37). С. 215–221. 2 Вернадский В. И. Начало и вечность жизни. М.: Сов. Россия, 1989. 704 с. 3 История русского искусства: в 2 т. / под ред. М. М. Раковой и И. В. Рязанцева. М.: Изобразительное искусство, 1979. Т. 1. 362 с. 4 Лотман Ю. М. Избранные статьи: в 3 т. Таллинн: Александра, 1992. Т. І: Статьи по семиотике и типологии культуры. 479 с. 5 Мамардашвили М. К. Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2000. 416 с. 6 Мифы древних славян. Велесова книга / сост. А. И. Баженова, В. И. Вардугин. Саратов: Надежда, 1993. 320 с. 7 Параджанов С. И. Исповедь. СПб.: Азбука, 2001. 656 с. 8 Полякова Е. И. Николай Рерих. М.: Искусство, 1985. 304 с. 9 Приймаченко М. А. Альбом. Н. И. Велигоцкая. К.: Искусство, 1994. 132 с. 10 Тарковский А. А. Дневники // Киносценарии. 2002. № 2. С. 21–35. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|