Название статьи

К ВОПРОСУ О КУЛЬТЕ «СВ. ГРИГОРИЯ НОВОГО»  (Г. Е. РАСПУТИНА) В МАРГИНАЛЬНОМ ПРАВОСЛАВИИ

Автор/ы

В. Ю. Лебедев

А. М. Прилуцкий

Р. В. Светлов

Сведения об авторе/авторах

Владимир Юрьевич Лебедев — доктор философских наук, доцент, Тверской государственный университет, ул. Желябова, д. 33, 170100 г. Тверь, Россия. E-mail: rector@tversu.ru 

Александр Михайлович Прилуцкий — доктор философских наук, профессор, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, ул. Казанская, д. 6, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: alpril@mail.ru 

Роман Викторович Светлов — доктор философских наук, профессор, Русская Христианская гуманитарная академия, наб. р. Фонтанки, д. 15, литер А., 191011 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: alpril@mail.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2018

Номер журнала

Т. 47

Страницы

С. 27-39

Дата поступления статьи

14.07.2017

Дата публикации

15.03.2018

Индекс УДК

008 + 273.99

Индекс ББК

71.0 + 86.372-5

Аннотация

Cемиосфера современного православия недостаточно структурирована, что создает условия появления разных мифологем и теологем, порой зависящих от юрисдикционных особенностей. Порой возникают парэкклезиальные феномены. Таким феноменом является почитание в качестве святого Григория Распутина. Помимо чисто исторических биографических особенностей, это фигура маргинальной религиозности. Почитание Распутина и ряда других сомнительных святых облегчается за счет особенностей современной культуры, переживающей ламинарный период с присущей ему рыхлой стратификацией. Помимо принадлежности к «народной вере», образ Распутина становится явлением, связанным с монархической мифологией, а также рядом иных мифологий, вплоть до откровенно оккультных. Сравнительно недавно живший Распутин превратился в тотально мифологизированную фигуру. Семиотизация «распутинского мифа» происходит по взаимоисключающим линиям: и как грешника, и как праведника. Дискурсная фиксация этих представлений ведет и к появлению взаимоисключающих текстов, а «распутинская мифология» двоится, разделяясь на апологетическую и критическую. Нечеток и агиологический статус Распутина, причем различие в понимании его «святости» началось еще при жизни «старца» (наиболее частотная титулатура на данный момент). Это в свою очередь связано с конспирологической мифологией, касающейся обстоятельств убийства Распутина и последствий этого (вплоть до культурно-цивилизационных»). В результате сам факт убийства является для некоторых основанием признания за Распутиным статуса мученика.

Ключевые слова

Распутин, семиотизация, миф, святость, старец, мученик.

Список литературы

1 Антонов Д. И., Майзульс М. Р. Демоны и грешники в древнерусской иконографии. Семиотика образа. М.: Индрик, 2011. 384 с. 

2 Боханов А. Н. Григорий Ефимович Распутин-Новый. Мифы и реальность. М.: Русский издательский центр, 2015. 623 с. 

3 Волкова А. Н. Мифологические элементы и проявления синкретизма в народной религии // Вестник Ленинградского государственного университета им. А. С. Пушкина, 2009. Т. 2, № 3–1. С. 121–129. 

4 Григорий Распутин — русский Христос последней правды // Восстановление монархии в России. URL: http://www.pokaianie.ru/article/rasputin/read/20758 (дата обращения: 05.04.2017). 

5 Жуков А. В. Образ народной религии в исторических и современных концепциях религиозности. // Вестник Московского государственного областного университета. Серия: Философские науки. 2010. № 3. С. 46–54. 

6 Как действовали двойники Григория Распутина // Русский монархист. URL: http:// www.ruskmir.ru/2013/11/rasputin-grigorij-ego-vragi-byli-vragi-russkoj-monarxii/ (дата обращения: 05.04.2017). 

7 Коцюбинский А., Коцюбинский Д. Распутин. Жизнь. Смерть. Тайна. М.: Азбука, 2014. 480 с. 

8 Кряжев Ю. Н. Романовы и Распутин: мифы и реальность в отечественной истории нового времени // Омский научный вестник, 2011. № 4 (99). С. 5–9. 

9 Кураев А., диакон. Григорий Распутин как знамя русской Реформации // Анти- Роскол. URL: http://anti-raskol.ru/pages/1429 (дата обращения: 05.04.2017). 

10 Лебедев В. Ю. К вопросу о типологии культур и особенностях религиозного праксиса // Религия. Церковь. Общество: Исследования и публикации по теологии и религии. 2013. Вып. 2. С. 39–51. 

11 Лоевская М. М. Современная житийная литература и «агиографическая пропаганда» // Вестник Московского университета. Серия 19: Лингвистика и межкультурная коммуникация, 2005. № 3. С. 134–139. 

12 Мороз А. «Шел мимо старичок…». Почитание святых в народной культуре // Россия XXI. 2009. № 6. С. 136–163. 

13 Никонорова Т. Н. Фильм «Агония»: кинообраз сибирского крестьянина Г. Е. Распутина // Новый исторический вестник. 2011. № 29. С. 116–120. 

14 Прилуцкий А. М. «Святой старец Григорий Новый»: категориальная семиотика образа // Известия Иркутского государственного университета. Серия: Политология. Религиоведение. 2017. Т. 19. С. 124–130.

15 Ротач Н. С. Старчество и младостарчество: проблемы религиозного фундаментализма и неофитства в современном православии // Baikal Research Journal. 2011. № 6. С. 80. 

16 Саратовский архиерей не видит причин для прославления Григория Распутина // Антираскол. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1639 (дата обращения: 05.04.2017). 

17 Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий о попытках псевдоревнителей Православия самочинно канонизировать тиранов и авантюристов // Антираскол. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/1593 (дата обращения: 05.04.2017). 

18 Труфаноф С. (бывш. Илиодор, иеромонах) Святой черт. Записки о Распутине. М.: Тип. Рябушинских, 1917. 188 с. 

19 Хаусова Р. Капричос. Дело об убийстве Распутина. М.: Гелеос, 2007. 416 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации