Название статьи |
СТАРООБРЯДЧЕСКИЙ ПЕРИОД В ИСТОРИИ ДУХОВНОГО СТИХА |
Автор/ы |
Н. С. Мурашова |
Сведения об авторе/авторах |
Наталья Сергеевна Мурашова ― кандидат искусствоведения, доцент, Новосибирский государственный педагогический университет, ул. Вилюйская, д. 28, 630126 г. Новосибирск, Россия. E-mail: 2107542@mail.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 47 |
Страницы |
С. 51-65 |
Дата поступления статьи |
04.07.2017 |
Дата публикации |
15.03.2018 |
Индекс УДК |
398.88 + 008 |
Индекс ББК |
86.372.81 + 83.3(2Рос=Рус) |
Аннотация |
Старообрядческий период в истории духовного стиха, начавшийся вскоре после церковного раскола XVII в., продолжается и на сегодняшний день. В статье определяются предпосылки перехода духовного стиха в старообрядческую среду, выявляются способы его адаптации к изменившимся социокультурным условиям. На основе анализа особенностей бытования, специфики формирования и развития репертуара, стилистики, способов передачи текстов выделены пять этапов, раскрывающих эволюцию внебогослужебного духовного пения староверов на протяжении XVII–XXI вв.: 1) вторая половина XVII – начало XVIII вв.: переход духовного стиха в старообрядческую среду и его адаптация к культуре Нового времени; 2) вторая треть XVIII–XIX вв.: окончательное формирование и расцвет метажанра старообрядческого духовного стиха; 3) начало XX в.: популяризация духовного стиха благодаря собиранию, изданию и концертному исполнению его образцов силами старообрядцев; 4) XX в. (советское время): «подпольное» существование духовного стиха, оскудение исполнительского репертуара; 5) рубеж XX–XXI вв.: возрождение духовного стиха, появление новых каналов его распространения, формирование единого репертуара, независимого от региональной принадлежности. В целях сохранения и развития духовного стиха староверы записывали устные по происхождению образцы, что привело к появлению такого вида книжности, как стиховники; использовали новые системы версификации и стилистические свойства музыкальных и поэтических жанров, возникавших в ходе эволюции художественного творчества, что привело к расширению жанрового состава внебогослужебного духовного пения. Духовный стих остается современным явлением, отражая сложные перипетии исторической и социокультурной динамики старообрядчества. |
Ключевые слова |
духовный стих, старообрядцы, эволюция внебогослужебного духовного пения, взаимодействие фольклорной и книжной традиций, репертуар, стиховники. |
Список литературы |
1 Игошев Л. А. Упоение стихом // Родина. 1990. № 9. С. 62–65. 2 Казанцева М. Г., Философова Т. В. Музыкально-поэтическое наследие поморского Севера в Вятской старообрядческой традиции // Уральский сб.: История. Культура. Религия. Екатеринбург: Изд-во Уральского ун-та, 1998. Т. 2. С. 81–111. 3 Максимов С. В. Бродячая Русь Христа-ради. СПб.: Общественная польза, 1877. 467 с. 4 Малышев В. И. Отчет об археографической командировке на Печору 1958 г. // Труды отдела древнерусской литературы. М.; Л.: Изд-во АН СССР, 1960. Т. XVI. С. 513–521. 5 Маркелов Г. В. Латгальские рукописные находки 1981 и 1982 гг. // Труды Отдела древнерусской литературы. Л.: Наука, 1985. Т. XXXIX. С. 426–443. 6 Мельников И. А. Ой вы, братья мои, сестры: Духовные стихи староверов Новгородской области. М.; Новгород: Археодоксия, 2011. 178 с. 7 Мурашова Н. С. Типы сборников духовных стихов, распространенных в старообрядческой среде: по материалам экспедиционных исследований // Старообрядчество: история, культура, современность. М.: Музей истории и культуры старообрядчества, 2005. Т. 2. С. 241–248. 8 Неклюдов С. Ю. Традиции устной и книжной культуры // Слово устное и слово книжное. М.: Изд-во РГГУ, 2009. С. 15–33. 9 Панченко А. М. Русская силлабическая поэзия XVII–XVIII вв. Л.: Наука, 1970. 422 с. 10 Певческие книги выго-лексинского письма. XVIII – первая половина XIX в. / сост. Ф. В. Панченко. СПб.: Петербургское востоковедение, 2001. 496 с. 11 Пермский сборник. М.: Тип. Лазаревского ин-та восточных языков, 1859. Кн. 1. 129 с. 12 Писания выговцев: Сочинения поморских старообрядцев в Древлехранилище Пушкинского дома. Каталог-инципитарий / сост. Г. В. Маркелов. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004. 420 с. 13 Рудиченко Т. С. Духовные стихи и псальмы в записях А. М. Листопадова и С. Я. Арефина // Христианство и христианская культура в степном Предкавказье и на Северном Кавказе. Ростов-н/Д: Изд-во РГК им. С. В. Рахманинова, 2000. С. 250–258. 14 Рукописи XVI–XX вв. и книги старой печати из собрания Института истории СО РАН / сост. Н. Д. Зольникова, А. И. Мальцев, Т. В. Панич, Л. В. Титова. Новосибирск: Изд-во СО РАН, 2010. 395 с. 15 Рычкова Е. В. Исторические стихи зауральского старообрядца-поморца // Вестник Челябинского государственного университета. 2013. № 16 (307). С. 105–109. 16 Смилянская Е. Б., Денисов Н. Г. Старообрядчество Бессарабии: книжность и певческая культура. М.: Индрик, 2007. 432 с. 17 Старообрядческие гектографированные издания Библиотеки Российской академии наук / авт.-сост. Н. Ю. Бубнов. СПб.: БАН, 2012. 460 с. 18 Filosofova T. Geistliche Lieder der Altgläubigen in Russland. Bestandaufnahme. Edition. Kommentar. Köln, Weimar, Wien: Böhlau Verlag, 2010. 544 s. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|