Название статьи |
МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ СБОРНИКА «ДВА ЦАРСТВА») |
Автор/ы |
Л. Г. Хорева |
Сведения об авторе/авторах |
Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: novella2000@mail.ru |
Рубрика |
Филологические науки |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 47 |
Страницы |
С. 207-213 |
Дата поступления статьи |
12.08.2017 |
Дата публикации |
15.03.2018 |
Индекс УДК |
821.161.1 |
Индекс ББК |
83.3(2Рос=Рус)75 |
Аннотация |
Проза Л. Петрушевской прочно занимает свою нишу в современной литературе, разделяя лидирующие позиции с произведениями А. Вампилова, Ю. Трифонова, Л. Улицкой, В. Пелевина. Однако литературоведы до сих пор испытывают затруднения в атрибутировании стиля писательницы, относя ее прозу то к наивному реализму, то к соционатурализму, то к прозе шоковой терапии, то к новой натуральной школе. В данной статье проза Л. Петрушевской, точнее рассказы ее сборника «Два царства», рассматривается с точки зрения их принадлежности к магическому реализму, основные константы которого объемно и полномасштабно представлены в названном сборнике. Главное и основное отличие рассказов Л. Петрушевской от творчества латиноамериканских писателей, развивавших направление магического реализма, состоит в природе главных героев. Активные — истинные герои новелл — сказок Л. Петрушевской противостоят пассивным — ложным героям литератур стран Латинской Америки, что в итоге приводит к созданию новой художественной системы магического реализма. |
Ключевые слова |
Л. Петрушевская, магический реализм, новелла, сказка, картина мира, мифотворчество. |
Список литературы |
1 Ажгихина Н. Парадоксы «женской прозы» // Отечественные записки. 1993. Т. 275, № 2. С. 323–342. 2 Барзах А. О рассказах Петрушевской: Заметки аутсайдера // Постскриптум. 1995. № 1. С. 244–269. 3 Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с. 4 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. 412 с. 5 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Изд-во ИВ АН СССР, 1987. 217 с. 6 Гощило Е. Художественная оптика Петрушевской: ни одного «луча света в темном царстве» // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1996. Вып. 3. С. 109–119. 7 Кортасар Х. Рассказы. СПб.: Амфора, 1999. 390 с. 8 Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом // Новый мир. 1991. № 7. С. 240–257. 9 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с. 10 Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. 165 с. 11 Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 432 с. 12 Ованесян Е. Творцы распада (тупики и аномалии «другой прозы») // Молодая гвардия. 1992. № 3–4. С. 249–262. 13 Петрушевская Л. С. Два царства. СПб.: Амфора, 2007. 398 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|