Название статьи

МАГИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ Л. ПЕТРУШЕВСКОЙ (НА ПРИМЕРЕ РАССКАЗОВ СБОРНИКА «ДВА ЦАРСТВА»)

Автор/ы

Л. Г. Хорева

Сведения об авторе/авторах

Лариса Георгиевна Хорева — кандидат филологических наук, доцент, Российский государственный гуманитарный университет, Миусская пл., д. 6, 125993 г. Москва, Россия. E-mail: novella2000@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2018

Номер журнала

Т. 47

Страницы

С. 207-213

Дата поступления статьи

12.08.2017

Дата публикации

15.03.2018

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)75

Аннотация

Проза Л. Петрушевской прочно занимает свою нишу в современной литературе, разделяя лидирующие позиции с произведениями А. Вампилова, Ю. Трифонова, Л. Улицкой, В. Пелевина. Однако литературоведы до сих пор испытывают затруднения в атрибутировании стиля писательницы, относя ее прозу то к наивному реализму, то к соционатурализму, то к прозе шоковой терапии, то к новой натуральной школе. В данной статье проза Л. Петрушевской, точнее рассказы ее сборника «Два царства», рассматривается с точки зрения их принадлежности к магическому реализму, основные константы которого объемно и полномасштабно представлены в названном сборнике. Главное и основное отличие рассказов Л. Петрушевской от творчества латиноамериканских писателей, развивавших направление магического реализма, состоит в природе главных героев. Активные — истинные герои новелл — сказок Л. Петрушевской противостоят пассивным — ложным героям литератур стран Латинской Америки, что в итоге приводит к созданию новой художественной системы магического реализма.

Ключевые слова

Л. Петрушевская, магический реализм, новелла, сказка, картина мира, мифотворчество.

Список литературы

1 Ажгихина Н. Парадоксы «женской прозы» // Отечественные записки. 1993. Т. 275, № 2. С. 323–342. 

2 Барзах А. О рассказах Петрушевской: Заметки аутсайдера // Постскриптум. 1995. № 1. С. 244–269. 

3 Бахтин М. М. Автор и герой: К философским основам гуманитарных наук. СПб.: Азбука, 2000. 336 с. 

4 Вежбицкая А. Язык. Культура. Познание / вступ. ст. Е. В. Падучевой. М.: Русские словари, 1996. 412 с. 

5 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Изд-во ИВ АН СССР, 1987. 217 с.

6 Гощило Е. Художественная оптика Петрушевской: ни одного «луча света в темном царстве» // Русская литература XX века: направления и течения. Екатеринбург: Изд-во УГПУ, 1996. Вып. 3. С. 109–119. 

7 Кортасар Х. Рассказы. СПб.: Амфора, 1999. 390 с. 

8 Лейдерман Н., Липовецкий М. Между хаосом и космосом // Новый мир. 1991. № 7. С. 240–257. 

9 Лотман Ю. М. Внутри мыслящих миров. Человек — текст — семиосфера — история. М.: Языки русской культуры, 1996. 464 с. 

10 Маркова Т. Н. Проза конца ХХ века: динамика стилей и жанров: материалы к курсу истории русской литературы ХХ века. Челябинск: Изд-во Челяб. гос. пед. ун-та, 2003. 165 с. 

11 Немзер А. Литературное сегодня. О русской прозе. 90-е. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 432 с. 

12 Ованесян Е. Творцы распада (тупики и аномалии «другой прозы») // Молодая гвардия. 1992. № 3–4. С. 249–262. 

13 Петрушевская Л. С. Два царства. СПб.: Амфора, 2007. 398 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации