Название статьи

ОБ ИКОНОСТАСАХ В ПРОСТРАНСТВЕ ХРАМА КЛИМЕНТА ПАПЫ РИМСКОГО 70-Х ГГ. XVIII В. И ИХ СЮЖЕТАХ 

Автор/ы

Е. В. Поздняков

Д. Ю. Позднякова

Сведения об авторе/авторах

Евгений Владимирович Поздняков — инженер-реставратор архитектурного наследия, культуролог, художник-реставратор, член Творческого союза художников России, г. Москва, Россия. E-mail: peijer2012@yandex.ru

Дина Юрьевна Позднякова — культуролог, журналист, член СЖР и IFJ, художник, член Творческого союза художников России, г. Москва, Россия. E-mail: d.tardi@yandex.ru

Рубрика

Искусствоведение

Год

2018

Номер журнала

Т. 48

Страницы

С. 291–301

Дата поступления статьи

26.07.2017

Дата публикации

15.06.2018

Индекс УДК

72

Индекс ББК

85.113(2)

Аннотация

В статье рассматриваются композиционные схемы и сюжеты иконостасов храма Климента папы римского на Пятницкой улице в Москве. Этот храм, сохранившийся во времена разрушения и преобразования Москвы, в настоящее время доступен к обозрению и может служить образцом для создания архитектурных композиций в реконструкциях памятников середины XVIII в. эпохи барокко. Пространство христианского храма сакрально, все его составляющие имеют смысловое, символическое значение. Тем более представляется ценным памятник культуры, сохранивший основной первоначальный замысел, не только художественный — здесь искусство выступает как средство выражения, но и богословский, архитектора, относящегося ко времени правления Императрицы Елизаветы Петровны. Авторы статьи анализируют пути богословского, мистического влияния на построение архитектурного пространства, построение иерархии образов и сюжетов икон и архитектурных элементов, призванных подчеркнуть общую целостность восприятия при отдельной самоценности каждого элемента композиции, вплоть до его технического воплощения. Многие приемы, использованные на данном памятнике, уникальны как по сложности, так и по новаторству исполнения, они не имеют себе равных, этот аспект подчеркивает тот факт, что христианское искусство, при сохранении традиций, остается живой и развивающейся структурой, обогащаемой формами и символами на протяжении многих веков. Данный ракурс позволяет наиболее точно передать и воспринять Храм Климента папы римского в Замоскворечье как уникальный, сохранившийся ансамбль христианской культуры.

Ключевые слова

Москва, XVIII в., барокко, рококо, Храм Климента папы римского, иконостасы барокко.

Список литературы

1 Кунцлер Михаил. Литургия церкви. Книга первая. М.: Христианская Россия, 2000. 304 с.

2 Мерзлютина Н. А. Иконостас церкви во имя священномученика Климента папы Римского // Филевские чтения. Тезисы десятой конференции. М., 2010. С. 39–44. 

3 Позднякова Д. Ю. Об иконостасной резьбе стилистики барокко в московском храме Климента Римского // Материалы IX Всероссийской научной конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Высшая школа народных искусств, СПб. 25–26 апреля 2013 г. СПб., 2014. С. 253–258. 

4 Поздняков Е. В. Конструкции рамных иконостасов барокко в храме Климента папы Римского в Москве // Материалы IX Всероссийской научной конференции «Культура России в XXI веке: прошлое в настоящем, настоящее в будущем». Высшая школа народных искусств, СПб. 25–26 апреля 2013 г. СПб., 2014. С. 248–253.

5 Поздняков Е. В., Позднякова Д. Ю. Иконостас придела в честь иконы Божией Матери «Знамение» храма священномученика Климента Папы Римского на Пятницкой в Москве. Опыт типизации // Декоративно-прикладное искусство и предметно-пространственная среда. Вестник МГХПА (Московская Государственная Художественно-Промышленная Академия имени С. Г. Строганова). 2011. № 1. С. 195–199.

6 Поздняков Е. В., Позднякова Д. Ю. Резная декорация стиля барокко на примере трехчастных киотов нижнего яруса в храме св. Климента Римского на Пятницкой в Москве // Вестник МГУКИ (Московский Государственный Университет Культуры и Искусств). 2010. № 3 (35). С. 232–236. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации

Скачать