Название статьи |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ФУНКЦИЙ ИЗДЕЛИЙ ИЗ КОЗЬЕГО ПУХА (НА ПРИМЕРЕ ОРЕНБУРГСКОГО ПУХОВЯЗАЛЬНОГО ПРОМЫСЛА). |
Автор/ы |
М. М. Яньшина |
Сведения об авторе/авторах |
Майя Михайловна Яньшина — доцент, Оренбургский государственный университет, просп. Победы, д. 13, 460018 г. Оренбург, Россия. E-mail: yanshina.maiya@mail.ru Анастасия Михайловна Упине — доктор искусствоведения, Московский государственный институт культуры, Библиотечная ул., д. 7, 141406 г. Химки, Россия. E-mail: upine@yandex.ru Надежда Алексеевна Коробцева — доктор технических наук, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: rrr-home@yandex.ru Галина Ивановна Петушкова — доктор искусствоведения, профессор, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), ул. Садовническая, д. 33, стр. 1, 117997 г. Москва, Россия. E-mail: galina-petushkova@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 48 |
Страницы |
С. 302–317 |
Дата поступления статьи |
24.11.2017 |
Дата публикации |
15.06.2018 |
Индекс УДК |
746.42 |
Индекс ББК |
85.125(2) |
Аннотация |
В статье рассмотрены основные функции одежды в системах «человек–вещь–среда», «человек–вещь–результат», «человек–вещь–общество», входящие в комплекс из четырех групп функций (инструментальная, адаптивная, результативная, интегративная). Определены функции изделий из козьего пуха различного ассортимента и обоснована необходимость их расширения. Предложена структурированная схема расширенного комплекса функций одежды из козьего пуха, включающая в себя лечебно-профилактическую и результативную функции. Изменение каждой из перечисленных функций одежды из козьего пуха рассмотрено во времени, выделены угасающие функции (вероисповедальная) и показаны новые (эротическая, функция культурного образца). Представлена возможность реализации каждой функции в модных изделиях современной жизни. Предложено использовать лечебно-профилактический потенциал свойств козьего пуха в лечебно-профилактической функции бытовой одежды домашнего и повседневного назначения. Результаты исследования восполняют недостаток имеющихся научно-практических представлений об эффективных способах использования пуха коз оренбургской породы в дизайне современной многофункциональной одежды. |
Ключевые слова |
функции одежды, дизайн, одежда из козьего пуха, многофункциональность. |
Список литературы |
1 Бегенау З. Г. Функция, форма, качество / пер. с нем. Ал. Дижур, М. М. Субботин; под ред. Г. Б. Минервина. М.: Мир, 1969. 168 с. 2 Богатырев П. Г. Функции национального костюма в Моравской Словакии // Теория Моды: Одежда. Тело. Культура. 2009. № 11. С. 189–224. 3 Бушухина И. В. Оренбургский пуховый платок: в 2 т. Оренбург: Оренбургское книжное изд-во, 2007. Т. 1. 160 с. 4 Воронов Н. В. Дизайн: русская версия. Тюмень: Изд-во Ин-та дизайна, 2005. 224 с. 5 Гусейнов, Г. М., Ермилова В. В., Ермилова Д. Ю. и др. Композиция костюма: учеб. пособие для вузов. М.: Академия, 2004. 432 с. 6 Йозас Статкявичиус (Juozas Statkevicius) — человек восторг! // TotallyBlond. URL: http://totallyblond.com/jozas-statkyavichius-juozas-statkevicius-chelovek-vostorg/ (дата обращения: 01.08.2014). 7 Килошенко М. И. Психология моды: учеб. пособие для вузов. М.: Оникс, 2006. 320 с. 8 Коллекции: SOLYARIS"F\W 2010\11RFW // Anna and Alexei Borodulin. 2010–2016. URL: http://borodulins.ru/collections/167/ (дата обращения: 16.03.2017). 9 Коммиссаржевский Ф. Ф. История костюма. Минск: Современный литератор, 2000. 496 с. 10 Коробцева Н. А. Проектирование одежды: импрессивный подход. М.: Гном и Д, 2001. 160 с. 11 Курьерова Г. Г. Экология предметного мира как стратегия дизайна в постиндустриальный период. М.: Изд-во ВНИИТЭ, 2008. 132 с. 12 Макарова Т. Л. Мода как процесс формирования информационно-знаковых систем в костюме: автореф. … канд. искусствоведения. М., 2004. 356 с. 13 Оренбургский пуховый платок — это звучит модно // LCO.RU. URL: http://www.lco.ru/news/orenburgskiy_platok_eto_zvuchit_modno/ (дата обращения: 16.03.2018). 14 Основы теории проектирования костюма: учеб. для вузов / под ред. Т. В. Козловой. М.: Легпромбытиздат, 1988. 352 с. 15 Пармон Ф. М. Композиция костюма: одежда, обувь, аксессуары: учеб. для вузов. М.: Легкая индустрия, 1997. 318 с. 16 Пуховые платки // Оренбургский пуховый платок. URL: http://orenshal.ru/exkluziv/ (дата обращения: 08.11.2017). 17 Савельева И. Н. Основы теории, методики и практики дизайн-проектирования спецодежды. Уфа: РИО РУНМЦ МО РБ, 2005. 256 с. 18 Соловьев Ю. Б., Сидоренко В. Ф., Кузьмичев Л. А. и др. Методика художественного конструирования / ВНИИ тех. эстетики. М.: ВНИИТЭ, 1978. 334 с. 19 Упине А. М. Дизайн костюма как средство формирования имиджа (Теория, методология, практика): дис. ... д-ра искусствоведения. М., 2012. 447 с. 20 Функция вещи как предмет исследования в дизайне: сборник / под ред. Е. Е. Задесенец и др.; отв. ред. М. В. Федоров. М.: ВНИИТЭ, 1982. 82 с. 21 Looks: базовая коллекция // A LA RUSSE / Anastasia Romantsova. URL: https://www.alarusse.com/collections/bazovaya-kollektsiya/looks/ (дата обращения: 08.11.2017). |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|