Название статьи |
ИЗ СЕВСКА В ВЕНУ: ДОГЛИНКИНСКАЯ «КАМАРИНСКАЯ» В ЗАПАДНОЕВРОПЕЙСКОЙ МУЗЫКЕ |
Автор/ы |
Е. А. Зайцева |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Александровна Зайцева — кандидат искусствоведения, доцент, Московский государственный институт музыки им. А. Г. Шнитке, ул. Маршала Соколовского, д. 10, 123060 г. Москва, Россия. E-mail: mlad61@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 48 |
Страницы |
С. 264–279 |
Дата поступления статьи |
27.11.2017 |
Дата публикации |
15.06.2018 |
Индекс УДК |
78.03 |
Индекс ББК |
85.313(3) |
Аннотация |
Статья посвящена претворению «Камаринской» в творчестве западноевропейских композиторов-классиков последней трети ХVIII – первой трети XIX вв. Рассмотрены генезис известной русской плясовой песни, бытовавшей в Комарицкой волости Севского уезда (в настоящее время территория Брянской области), а также этимология слова, допускающая 2 варианта написания: камаринская и комаринская. Осуществлен сравнительный анализ современного фольклорного первоисточника, зафиксированного в 2000 г. в Брянской области, с тематизмом и принципами развития сочинений Й. Гайдна — пьеса «Der Dudelsack» для органчика в часах, И. М. Ярновика — Финал скрипичного концерта № 7, П. Враницкого — Й. Кински — балет «Waldmädchen». Охарактеризованы особенности воплощения русского этномелоса в творчестве Л. Бетховена на примере Двенадцати вариаций на русский танец из балета «Лесная девушка» и трио Скерцо из его Девятой симфонии. Выявлены исторические, географические, социокультурные, жанровые особенности миграции песенно-плясовой темы «Камаринской» в западноевропейской музыке. |
Ключевые слова |
доглинкинская «Камаринская», русский этномелос, венский классицизм, Й. Гайдн, И. М. Ярновик, П. Враницкий, Й. Кински, Л. Бетховен, М. И. Глинка. |
Список литературы |
1 Глинка М. И. Записки. М.: Музыка, 1988. 222 с. 2 Кириллина Л. В. Бетховен. Жизнь и творчество: в 2 т. М.: Московская консерватория, 2009. Т. 1. 536 с. 3 Кириллина Л. «Schöne Minka» и ее сестры // Бортнянский и его время. К 250-летию со дня рождения Д. С. Бортнянского: Материалы международной конференции. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 2003. С. 191–205. 4 Линева Е. Владимирские рожечники // Русские рожечники / сост. Н. А. Сладкова. М.: Сов. композитор, 1990. С. 53–57. 5 Народное музыкальное творчество: учебник / отв. ред. О. А. Пашина. 6 Музыка французской революции XVIII века: учеб. пособие. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1967. 442 с. 7 Пясецкий Г. Исторический очерк города Севска и его уезда // Сб. орловского церковного историко-археологического общества. Орел, 1906. Т. 2. С. 22–60. 8 Руднева А. В. О взаимосвязи стиха и напева в русской народной песне // Русское народное музыкально творчество. Очерки по теории фольклора. М.: Композитор, 1994. С. 11–69. 9 Свиридов Г. В. Музыка как судьба. М.: Молодая гвардия, 2002. 621 с. 10 Серов А. Н. Девятая симфония Бетховена, ее склад и смысл // Избранные статьи / под общ. ред. Г. Н. Хубова. М.; Л.: МУЗГИЗ, 1950. Т. 1. С. 425–434. 11 Смирнов Б. Искусство владимирских рожечников. М.: Музыка, 1965. 231 с. 12 Трутовский В. Собрание русских простых песен с нотами / под ред. В. Беляева. М.: МУЗГИЗ, 1953. 179 с. 13 Фисейский А. В. Орган в истории мировой музыкальной культуры (III век до н. э. — 1800 год): Исследование. М.: РАМ им. Гнесиных, 2009. 543 с. 14 Фраенова Е. М. Русское народное музыкальное творчество. Хрестоматия. М.: АМУ при МГК им. П. И. Чайковского, 2012. 255 с. 15 Цуккерман В. А. «Камаринская» Глинки и ее традиции в русской музыке. М.: МУЗГИЗ, 1957. 495 с. 16 Штейнпресс Б. С. К творческой истории «Камаринской» // Очерки и этюды. М.: Сов. композитор, 1980. C. 283–287. 17 Щуров В. М. Жанры русского музыкального фольклора: учеб. пособие для муз. вузов и училищ: в 2 ч. М.: Музыка, 2007. Ч. 1: История, бытование, музыкально-поэтические особенности. 400 с. 18 Haydn J. Werke für das Laufwerk (Flötenuhr) für Klavier zu zwei Händen / übertragen und erstmalig herausgegeben von Ernst Fritz Schmid. Nagel Verlag Kassel, 1953. 51 s. 19 Schmid E. F. Ioseph Haydn und die Flötenuhr // Zeitschrift fur Musikwissentschaft. Leipzig, 1932, H. 4. S. 193–221. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|