Название статьи |
АЛЕКСАНДР ВАТТЕМАР. ИСКУССТВО ТЕАТРАЛЬНОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ |
Автор/ы |
Е. А. Сариева |
Сведения об авторе/авторах |
Елена Анатольевна Сариева — кандидат искусствоведения, старший научный сотрудник, Государственный институт искусствознания, Козицкий переулок, д. 5, 125009 г. Москва, Россия. E–mail: easarieva@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 49 |
Страницы |
С. 343–350 |
Дата поступления статьи |
05.06.2017 |
Дата публикации |
15.09.2018 |
Индекс УДК |
792.7+792.071 |
Индекс ББК |
85.333(4Фра)52 |
Аннотация |
Статья посвящена выдающемуся французскому артисту и общественному деятелю XIX в. Александру Ваттемару (1796–1864). В статье приводятся малоизвестные факты его удивительной биографии, в которой отразились мощные социально-экономические и политические перемены эпохи Французских революций. Ваттемар поражал современников виртуозной актерской техникой с использованием сценического приема трансформации — быстрой перемены внешности. Мода на театральные трансформации связана с расцветом на французской сцене одноактных водевилей с переодеваниями. Сенсационные номера перешли на концертную эстраду в качестве «новейшего аттракциона» в начале XIX в. Александр Ваттемар дополнял впечатление пластикой, интонацией, остроумными текстами, он мастерски исполнял куплеты и владел вентрологией (чревовещанием). Гастроли Ваттемара в России в 1834 г. прошли с большим успехом. Острые и смешные сценки-обозрения, где все роли играл один Александр Ваттемар, отражали дух и нравы своего времени. Под влиянием актерского мастерства Ваттемара в «дивертисментах» и «антрактах» императорских театров сложились новые традиции в исполнении коротких рассказов и «малых форм» драматургии. Короткие рассказы и небольшие драматургические произведения стали не просто читаться артистами, а «играться в лицах», с использованием трансформации. |
Ключевые слова |
Александр Ваттемар, трансформация, эстрада, разговорный жанр, короткий рассказ, «малые формы» драматургии. |
Список литературы |
1 Акилов П. Театральные заметки // Развлечение. 1874. № 19. С. 303. 2 Вадимов А., Тривас М. От магов древности до иллюзионистов наших дней. М.: Искусство, 1979. 338 c. 3 Дмитриев Ю. А. Цирк в России. М.: Искусство, 1977. 414 с. 4 Добролюбов Н. А. Дневники 1851–59 гг. М.: Изд. Всесоюзного общества политкаторжан и ссыльно-поселенцев, 1932. 292 с. 5 Кузнецов Е. М. Иван Федорович Горбунов. Л.: ВТО, 1947. 112 с. 6 Лесаж Ален-Рене. Хромой бес / пер. с фр. М.: ГИХЛ, 1956. 60 с. 7 Русская старина. 1880. № 5. С. 96. 8 Северная пчела. 1834. № 129. С. 513–514. 9 Смирнов-Сокольский Н. П. Рассказы о книгах. М.: Книга, 1977. 449 с. 10 Трубочкин Д. В. Театр Аркадия Райкина. Опыт понимания. М.: Изд-во ГИИ, 2011. 206 с. 11 Уварова Е. Д. Аркадий Райкин. М.: Искусство. 1986. 303 с. 12 Художественная газета. 1837. Т. 1. С. 234. 13 Чайковский П. И. Четвертая неделя концертного сезона // Русские ведомости. СПб., 1875. № 73. С. 1–2. 14 Швыров А. В. Иллюстрированная история карикатуры с древнейших времен до наших дней. СПб.: Тип. П. Ф. Пантелеева. 1903. 404 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|