Название статьи

НОЧНОЕ И ДНЕВНОЕ СОЛНЦЕ КАК АТРИБУТЫ ХРОНОТОПА НОЧЬ В ДЕКОРАТИВНОЙ РЕЗЬБЕ ДЕРЕВЯННЫХ ЛЮЛЕК

Автор/ы

Е. Н. Суворкина

Сведения об авторе/авторах

Елена Николаевна Суворкина — кандидат культурологии, заведующая сектором систематизации Научной библиотеки, Рязанский государственный университет имени С. А. Есенина, ул. Свободы, д. 46, 390000 г. Рязань, Россия. E-mail: suvorkina@list.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2018

Номер журнала

Т. 49

Страницы

С. 87–93

Дата поступления статьи

19.09.2017

Дата публикации

15.09.2018

Индекс УДК

008+745.51+392.16(=161.1)

Индекс ББК

71.1+85.125+63.521(=411)-53

Аннотация

В статье на материале анализа славянской архаики, сохранившейся в деревянной резьбе колыбелей, рассматриваются солярные знаки, которые являются не только атрибутами хронотопа день, но и ночь. Ночь в отличие от дня — это период доминирования зла, темных духов, способных причинить вред новорожденному, ввиду чего требовалась система охранительных мер, одной из важнейших единиц которой служила высечка декоративных элементов с особым, сакральным, значением. Люлька могла быть украшена как знаками дневного солнца, так и ночного. В некоторых случаях (северный образец) мастером изображался подземный ход Солнца (ночное солнце) в соответствии с восточнославянской картиной мира, которая продолжала сосуществовать с христианской, хотя и в значительно видоизмененном образе. В кодировании пути ночного солнца по Миру мертвых на колыбели, как локусе первого внеутробного пребывания младенца, нельзя выявить деструктивное начало, поскольку резчик не желал смерти, но призывал сон, который является необходимым условием благоприятного развития ребенка. Такой синтез (южный образец) обнаруживается в знаке дневного солнца (крест в круге), который также может интерпретироваться и как христианский крест. Подобная вариативность и множественность метафизических форм репрезентации хронотопа ночь имеет место и в колыбельных песнях, как элементе материнского фольклора, исполняемых ребенку, лежащему в люльке.

Ключевые слова

колыбель, люлька, ребенок, детство, ночь, солярный знак, декоративная резьба, колыбельная песня, славянская мифология, хронотоп.

Список литературы

1 Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. М. Собр. соч.: в 7 т. М.: Языки славянских культур, 2012. Т. 3: Теория романа (1930–1961 гг.). С. 340–512.

2 Миронов Б. Н. Социальная история России периода империи (XVIII — начало XX в.): генезис личности, демократической семьи, гражданского общества и правового государства. СПб.: Дмитрий Буланин, 2003. Т. 1. 548 с. 

3 Неизданные материалы экспедиций на Русский Север 1926–1928 гг. Сказки. Легенды. Былички. Детский фольклор / вступ. ст., сост., подг. текстов и коммент. М. Н. Власовой. СПб.: Пушкинский Дом, 2011. 680 с.

4 Пропп В. Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: ЛГУ, 1986. 365 с.

5 Рыбаков Б. А. Язычество Древней Руси. М.: Академический Проект, 2013. 805 с. 

6 Рыбаков Б. А. Язычество древних славян. М.: Академический Проект, 2013. 627 с. 

7 Толстая С. М. Колыбель // Славянские древности / под общ. ред. Н. И. Толстого; Ин-т славяноведения РАН. М.: Международные отношения, 1999. Т. 2: Д-К (Крошки). С. 559–562.

8 Трубецкой Е. Н. Смысл жизни // Трубецкой Е. Н. Избранное. М.: Канон, 1995. С. 7–296.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации