Название статьи |
ХУДОЖЕСТВЕННОЕ РЕШЕНИЕ ЭКРАНИЗАЦИИ РОМАНА «В КРУГЕ ПЕРВОМ» (СЦЕНАРИЙ А. И. СОЛЖЕНИЦЫНА, РЕЖИССЕР Г. А. ПАНФИЛОВ, 2006 г.) |
Автор/ы |
Е. В. Сальникова |
Сведения об авторе/авторах |
Екатерина Викторовна Сальникова — доктор культурологии, кандидат искусствоведения, заведующий сектором художественных проблем массмедиа, Государственный институт искусствознания, Козицкий пер., д. 5, 125009 г. Москва, Россия. Е-mail: k-saln@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 49 |
Страницы |
С. 277–292 |
Дата поступления статьи |
20.03.2018 |
Дата публикации |
15.09.2018 |
Индекс УДК |
7.097 (7.094) |
Индекс ББК |
85.374.3(2)7 |
Аннотация |
В данной статье подробно рассматривается эстетика многосерийного фильма Г. А. Панфилова по роману А. И. Солженицына «В круге первом». Автор анализирует содержание приемов закадровой музыки и закадрового голоса. Значительное внимание уделено образам действующих лиц, сыгранных известными профессиональными актерами (Евгением Мироновым, Игорем Скляром, Дмитрием Певцовым, Инной Чуриковой, Ольгой Дроздовой) и непрофессиональными исполнителями из мира театра и гуманитарной науки (Евгением Гришковцом, Борисом Любимовым). Целью статьи, в той мере, в какой позволяет ее объем, является сопоставление экранного повествования с романным для выявления того особенного, что отличает экранную версию романа от литературного оригинала. Автор обращает внимание на привнесенный в экранную форму элемент «интеллектуального фэнтази» в восьмой серии, трансформации образов некоторых служителей тоталитарного государства, а также появление нового аспекта в образе дяди Авенира и решении среды его дома и сада. Выявляются особенности цветовой гаммы фильма, предметно-пространственные и композиционные мотивы, ключевые для формосодержательной целостности произведения. Автор приходит к выводам о более явной в сравнении с романом соотнесенности эстетики нового, экранного произведения «В круге первом» с культурными традициями Западной Европы, в частности, с некоторыми формами западноевропейского театра, драмы, романа. Также в сериале актуализировано новейшее представление о массовом прикладном искусстве, далеко не всегда полностью соответствующем официальным идеологическим клише своей эпохи. |
Ключевые слова |
экранизация, роман, визуальная культура, традиция, реализм, театр, Солженицын, В круге первом, цветовая гамма, видение. |
Список литературы |
1 Белая Г. Дон Кихоты 20-х годов. «Перевал» и судьба его идей. М.: Сов. писатель, 1989. 400 c. 2 Беспалов О. В. Символическое и дословное в искусстве ХХ века. М.: Памятники исторической мысли, 2010. 238 c. 3 Березкин В. И. Искусство сценографии мирового театра. От истоков до середины XIX века. М.: URSS, 2010. 536 c. 4 Богомолов Ю. А. Бодался Остап Ибрагимович с Александром Исаевичем // Искусство кино. 2006. № 3. С. 10–17. 5 Богомолов Ю. А. Смены вех // Кино в меняющемся мире. М.: Издательские решения, Ридеро, 2016. Ч. I. C. 50–130. 6 Голосовкер Я. Э. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 c. 7 Гуревич А. Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. М.: Искусство, 1990. 396 c. 8 Латынина А. «Истинное происшествие» и «расхожий советский сюжет». Два варианта «Круга»: взгляд из сегодня // Новый мир. 2006. № 6. С. 168–176. 9 Лещинский И. О романе «В круге первом», его экранизации и современном значении // Скепсис. Научно-просветительский журнал. 2006. URL: http://scepsis.net/library/id_648.html (дата обращения: 26.03.2018). 10 Лотман Ю. Семиотика сцены // Театр. 1980. № 1. С. 89–99. 11 Михалкович В. И. Избранные российские киносны. М.: Аграф, 2006. 320 c. 12 Новикова А., Туров Я. Экранизация как «открытое произведение»: от романа к сериалу // Кино в меняющемся мире. М.: Издательские решения. Ридеро, 2016. Ч. II. C. 170–199. 13 Паперный В. Культура «Два». Michigan, Ann Arbor, Ardis Publishers. 1985. 338 c. 14 Сальникова Е. В. Советская культура в движении. От середины 1930-х к середине 1980-х. Визуальные образы, герои, сюжеты. М.: URSS, 2014. 480 c. 15 Сальникова Е. В. Визуальная культура в медиасреде. Современные тенденции и исторические экскурсы. М.: Прогресс-Традиция, 2017. 552 c. 16 Сараскина Л. И. Александр Солженицын. М.: Молодая гвардия, 2008. 935 c. 17 Справочник синеблузника. На 1927 год / сост. В. Мрозовский. М.: Труд и книга, 1927. 67 с. 18 Синяя блуза // Живая универсальная газета. М.: Труд и книга, 1924. № 1. 63 с. 19 Солженицын А. И. В круге первом. М.: АСТ, 2016. 832 c. 20 Ярхо В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы древнегреческой трагедии. М.: Худож. лит., 1978. 301 c. 21 Shakespeare W. Hamlet, Prince of Denmark // The Complete Works of William Shakespeare. The Wordsworth Editions Ltd. 1994. P. 670–713. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|