Название статьи |
ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО КАК ВАРИАНТ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ |
Автор/ы |
К. М. Товбин Р. Ю. Аторин К. Я. Кожурин |
Сведения об авторе/авторах |
Кирилл Михайлович Товбин — кандидат философских наук, доцент, Сахалинский государственный университет, ул. Ленина, д. 290, 693000 г. Южно-Сахалинск, Россия. E-mail: kimito@yandex.ru Роман Юрьевич Аторин — кандидат философских наук, доцент, Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, д. 49, 127550 г. Москва, Россия. E-mail: atorin85@yandex.ru Кирилл Яковлевич Кожурин — кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. р. Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: kozhurin@list.ru |
Рубрика |
Теория и история культуры |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 49 |
Страницы |
С. 9–31 |
Дата поступления статьи |
19.02.2018 |
Дата публикации |
15.09.2018 |
Индекс УДК |
008+281.9 |
Индекс ББК |
86.372.81 |
Аннотация |
Статья посвящена вопросу методологии, особо актуальному при составлении антологии «Православное старообрядчество как один из ликов российской цивилизации». Четкое видение методологических оснований позволит нам составить актуальный, небанальный сборник, в котором старообрядчество будет показано не как музейное достояние, а как живой и востребованный до наших дней пример «параллельной России». Второй блок — тексты о старообрядчестве (полемические, диалогические, философские, исследовательские, художественные) — также должен быть составлен таким образом, чтобы иллюстрировать не только разные эпохи религиозной свободы в истории России, но трансформации самой традиционной духовности. Для подступа к анализу старообрядческой духовности нам необходима собственно религиоведческая методология, которой в цельном и законченном виде сегодня нет. Старообрядчество воспринимается либо в идеологическом ключе, либо в историософском или культурологическом. Ни одна из этих позиций не удовлетворяет нашим требованиям анализа старообрядческой ментальности, культуры, повседневности и деятельности, но каждая позиция имеет в себе значимые для нас элементы, которые мы намерены использовать. Особняком стоит социолого-экономических подход, также приемлемый для нас в определенной мере. Наша главная задача — конструирование синтетической методологии, включающей в себя и религиоведческий, и культурологический, и социально-философский, и историософский анализ. В основу положено авторское понятие «пострелигия» (применимо к современному староверию) и представление о развитии древлеправославия по ступеням «Традиция — Религия — Пострелигия». Такой подход позволит нам вычленить ментальные структуры староверов, реагирующие на современную им духовность, и проследить наличие и действие этих ментальных структур в наши дни. Генеалогия традиционного духовного явления и переход его в современный посттрадиционный формат — тема, особо актуальная в наши дни религиозной гальванизации и неофундаментализма. Изучение классического и современного старообрядчества позволит понять многие нюансы этих процессов. |
Ключевые слова |
старообрядчество, староверие, старообрядоведение, древлеправославие, антология, актуальность, методология, пострелигия, религиозная гальванизация, неофундаментализм, традиционная духовность. |
Список литературы |
1 Агеева Е. А. Типология центров старообрядческой традиционной культуры (к постановке проблемы) // Электронная библиотека музея-заповедника «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/327.html (дата обращения: 25.12.2017). 2 Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с. 3 Антонов А. В. Царский путь // Родина. 1998. № 1. С. 18. 4 Барсов Н. И. Раскольничья литература новейшего времени // Христианское чтение. 1894. № 5–6. С. 487–515. 5 Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме // Христианское чтение. 1885. № 11–12. 6 Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011. 896 с. 7 Бонч-Бруевич В. Д. Раскол и сектантство в России // Бонч-Бруевич В. Д. Избр. соч.: в 3 т. М.: Изд-во АН СССР. Т. 1. С. 174–213. 8 Бушкович П. Юрай Крижанич и русское старообрядчество // Самарское староверие. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/Statji/ZbornikOPZ_14_19_Buskovic.pdf (дата обращения: 01.06.2017). 9 Верховский Т., прот. Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства. СПб.: Изд-во В. Головина, 1868. 697 с. 10 Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар: Коми книжн. изд-во, 1973. 144 с. 11 Глинчикова А. Г. Раскол или срыв «русской Реформации»? М.: Культурная революция, 2008. 384 с. 12 Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами // Богословский вестник. 1892. Т. 1, № 1. С. 45–76. 13 Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядства. Сергиев Посад: Изд-во А. И. Снегиревой, 1895. 61 с. 14 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 642 с. 15 Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.: АСТ, 2003. 328 c. 16 Дугин А. Г. Старообрядчество и русская национальная идея: Доклад на «Аввакумовских чтениях» 13.03.98. (Москва, музей Маяковского) // Русь православная: Изд-е Совета съезда мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ / под ред. Н. П. Беляева. 1998. № 32–33. С. 5. 17 Дугин А. Г. Концепция святорусского Православия в единоверческой традиции // Анти-раскол: Информационно-справочный портал по расколоведению. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2007 (дата обращения: 25.12.2017). 18 Езеров А. В. Становление древлеправославного интегризма // Портал-Credo.Ru URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=26 (дата обращения: 25.12.2017). 19 Заволоко И. Н. История Церкви Христовой. Рига: Изд-во Гребенщиковской общины, 1937. 160 с. 20 Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. 448 с. 21 Зеньковский В. В. Очерки русской философии // Христианская философия / сост. О. А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2010. С. 311–916. 22 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. / под ред. В. В. Нехотина. М.: Ин-т ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. 688 с. 23 Ивановский Н. И. Обличение раскола старообрядства. Тобольск: Изд-во Епарх. Братства Св. Димитрия Солунского, 1895. 162 с. 24 Иоаким, патр. Московский. Увет духовный, в утверждение благочестивых людей, в уверение же и обращение к покаянию от прелести раскольников Святыя Церкви. М., 1682. 25 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад: Изд-е М. С. Елова, 1913. 271 с. 26 Карпец В. И. Единоверие как проект // Арктогея: философский портал. URL: http://arcto.ru/article/1579 (дата обращения: 25.12.2017). 27 Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. М.: Терра, 1992. Т. 2. 569 с. 28 Катунский А. Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. 120 с. 29 Керов В. В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII–XIX веках // Отечественная история. 2001. № 4. С. 18–40. 30 Керов В. В. Англо-американская историография модернизационных аспектов старообрядчества и вопрос о религиозном рационализме Старой Веры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. С. 94–107. 31 Кириллов И. А. Правда старой веры. М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1916. 546 с. 32 Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. 344 с. 33 Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций. М.: АСТ, Харвест, 2002. Т. 2. 593 с. 34 Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2017. 555 с. 35 Корнилий, митр. Московский и всея Руси. Речь на Всемирном Конгрессе соотечественников // Русская Православная Старообрядческая Церковь: Официальный сайт Московской митрополии. URL: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/rech-na-vsemirnom-kongresse-sootechestvennikov (дата обращения: 25.12.2017). 36 Лебедев Л., прот. Десять Московских патриархов. М.: Вече, 1995. 384 с. 37 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 186 с. 38 Ломоносов М. В. Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи // Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2003. С. 197–228. 39 Лосский Н. О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. Кн. 2. 96 с. 40 Материалы по истории раскола за первое время его существования: в 9 т. 41 Мейендорф И., прот. Об изменяемости и неизменности православного богослужения // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 8. С. 11–28. 42 Меликян Т. Впервые после Раскола: Путин приехал к старообрядцам и услышал об «истинном православии» // Lenta.Ru. URL: https://lenta.ru/articles/2017/05/31/old_believers/ (дата обращения: 25.12.2017). 43 Мельгунов С. П. Старообрядчество и освободительное движение // Русские ведомости. 1906. 1 февраля. С. 4–6. 44 Мельников П. И. Раскольничьи секты в России // Исторический вестник. 1885. № 7. С. 41–63. 45 Мельников Ф. Е. Современные запросы старообрядчеству. М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1915. 98 с. 46 Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. 129 с. 47 Михаил (Семенов), еп. Церковь, смысл Ее бытия и необходимость жить в Ней // Старообрядческая мысль. 1916. № 1. С. 13–20. 48 Михайлова Н. М. Церковь и раскол XVII века // Благодатный огонь: Православный журнал. URL: http://www.blagogon.ru/articles/40/ (дата обращения: 25.12.2017). 49 Муравьев А. В. Социальная альтернатива русского старообрядчества // Социальная реальность. 2010. № 10, ч. 2. С. 35–47. 50 Муравьев А. В. Старообрядцы и новая политика. О религии в сфере школьного образования // Старообрядецъ. 2010. № 47. С. 7. 51 Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе: Исторический очерк раскольнического учения о браке. СПб.: Изд-во Департамента Уделов, 1869. 256 с. 52 Павел, архимандрит Никольского единоверческого м-ря. Беседа с одним из православных о том, как следует смотреть на именуемое старообрядчество. 53 Панченко А. М. Боярыня Морозова — символ и личность // Повесть о боярыне Морозовой / сост. Н. С. Демкова. М.: Худож. лит., 1991. С. 5–18. 54 Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М.: Знак, 2011. 680 с. 55 Песков В. М. Таежный тупик. М.: Правда, 1992. 48 с. 56 Пичугин Л. Ф. Старая вера. М.: Изд-во РС ДПЦ, 1991. 44 с. 57 Подмазов А. А. Церковь без священства. Рига: Лиесма, 1973. 167 с. 58 Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1974. 397 с. 59 Пругавин А. С. Запросы и проявления умственной жизни в расколе // Русская Мысль. 1884. № 1. С. 161–199. 60 Пулькин М. В. Историческая суицидология: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96–103. 61 Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: Концептуал, 2016. 536 с. 62 Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 344 с. 63 Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / сост. В. В. Нехотин, М. Л. Гринберг. М.: Мосты культуры, 2010. 452 с. 64 Саввин Д. Старообрядчество как модель развития русского гражданского общества // Вопросы национализма: Журнал научной и общественно-политической мысли. URL: http://vnatio.org/arhiv-nomerov/node62/ (дата обращения: 25.12.2017). 65 Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М.: Изд-во И. М. Машистова, 1908. 96 с. 66 Симеон Полоцкий Жезл правления // ImWerden: Электронная некоммерческая библиотека. URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1007 (дата обращения: 25.12.2017). 67 Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб.: Изд-во М. Меркушева, 1908. 233 с. 68 Солженицын А. И. Письмо из Америки // Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью. С. 293–305. 69 Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Собр. соч.: в 18 кн. М.: Мысль, 1991. Т. 11–12, кн. VI. С. 185–270. 70 Субботин Н. И. Раскол как оружие враждебных России партий. М.: Университетская тип., 1867. 201 с. 71 Субботин Н. И. Современные летописи раскола. М.: Изд-во Каткова и К°, 1869. Вып. 1, 2. 351 с. + 265 с. 72 Татищев В. Н. История Российская: в 3 т. М.: АСТ, Ермак, 2005. Т. 3. 860 с. 73 Товбин К. М. Староверие как «контрсекулярный проект» // Религиоведение. 2006. № 3. С. 40–56. 74 Товбин К. М. Постмодернистская религиозность: традиционалистическое восприятие // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. № 1. С. 210–222. 75 Товбин К. М. Пострелигиозное коллажирование в современном старообрядчестве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. C. 322–335. 76 Товбин К. М. Пострелигия и ее становление в русском старообрядчестве. М.: Этносоциум, 2014. 486 с. 77 Товбин К. М. Проект «Герман Стерлигов» как пример псевдотрадиционализма // Аналитика культурологии. 2015. № 31. С. 194–215. 78 Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, ХХ век / сост. К. Королев. М.: АСТ, 2003. С. 144–226. 79 Урушев Д. А. Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах. М.: Вече, 2013. 76 с. 80 Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М.: Аспект Пресс, 2002. 558 с. 81 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009. 849 с. 82 Чельцов М. П. Единоверие за время столетнего существования его в Русской Церкви. СПб.: Изд-во В. В. Комарова, 1900. 94 с. 83 Чистяков Г. С. Старообрядческая соборность как форма консервативной демократии // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды ВНК к 40-летию полевых археографических исследований МГУ 84 Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: Изд-во РАГС, 2001. 267 с. 85 Шлеев С., свящ. Единоверие и его 100-летнее организационное существование в Русской Церкви. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1901. 71 с. 86 Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. Париж: YMCA-Press, 1993. 388 с. 87 Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2008. № 3–4. С. 178–220. 88 Щапов А. П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань: Изд-во И. Дубровина, 1859. 548 с. 89 Щепанская Т. Б. Странные лидеры. О некоторых традициях социального управления у русских // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. / сост. В. В. Бочаров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. Т. 2: Политическая культура и политические процессы. С. 5–32. 90 Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: в 2 т. М.: Языки славянских культур, 2002. 480 с. 91 Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей законов и высочайших указов. СПб.: Гос. тип., 1912. 969 с. |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|