Название статьи

ПРАВОСЛАВНОЕ СТАРООБРЯДЧЕСТВО КАК ВАРИАНТ РОССИЙСКОЙ ЦИВИЛИЗАЦИИ: МЕТОДОЛОГИЯ ИССЛЕДОВАНИЙ

Автор/ы

К. М. Товбин

Р. Ю. Аторин

К. Я. Кожурин

Сведения об авторе/авторах

Кирилл Михайлович Товбин — кандидат философских наук, доцент, Сахалинский государственный университет, ул. Ленина, д. 290, 693000 г. Южно-Сахалинск, Россия. E-mail: kimito@yandex.ru

Роман Юрьевич Аторин — кандидат философских наук, доцент, Российский государственный аграрный университет им. К. А. Тимирязева, ул. Тимирязевская, д. 49, 127550 г. Москва, Россия. E-mail: atorin85@yandex.ru

Кирилл Яковлевич Кожурин — кандидат философских наук, доцент, Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена, наб. р. Мойки, д. 48, 191186 г. Санкт-Петербург, Россия. E-mail: kozhurin@list.ru

Рубрика

Теория и история культуры

Год

2018

Номер журнала

Т. 49

Страницы

С. 9–31

Дата поступления статьи

19.02.2018

Дата публикации

15.09.2018

Индекс УДК

008+281.9

Индекс ББК

86.372.81

Аннотация

Статья посвящена вопросу методологии, особо актуальному при составлении антологии «Православное старообрядчество как один из ликов российской цивилизации». Четкое видение методологических оснований позволит нам составить актуальный, небанальный сборник, в котором старообрядчество будет показано не как музейное достояние, а как живой и востребованный до наших дней пример «параллельной России». Второй блок — тексты о старообрядчестве (полемические, диалогические, философские, исследовательские, художественные) — также должен быть составлен таким образом, чтобы иллюстрировать не только разные эпохи религиозной свободы в истории России, но трансформации самой традиционной духовности. Для подступа к анализу старообрядческой духовности нам необходима собственно религиоведческая методология, которой в цельном и законченном виде сегодня нет. Старообрядчество воспринимается либо в идеологическом ключе, либо в историософском или культурологическом. Ни одна из этих позиций не удовлетворяет нашим требованиям анализа старообрядческой ментальности, культуры, повседневности и деятельности, но каждая позиция имеет в себе значимые для нас элементы, которые мы намерены использовать. Особняком стоит социолого-экономических подход, также приемлемый для нас в определенной мере. Наша главная задача — конструирование синтетической методологии, включающей в себя и религиоведческий, и культурологический, и социально-философский, и историософский анализ. В основу положено авторское понятие «пострелигия» (применимо к современному староверию) и представление о развитии древлеправославия по ступеням «Традиция — Религия — Пострелигия». Такой подход позволит нам вычленить ментальные структуры староверов, реагирующие на современную им духовность, и проследить наличие и действие этих ментальных структур в наши дни. Генеалогия традиционного духовного явления и переход его в современный посттрадиционный формат — тема, особо актуальная в наши дни религиозной гальванизации и неофундаментализма. Изучение классического и современного старообрядчества позволит понять многие нюансы этих процессов.

Ключевые слова

старообрядчество, староверие, старообрядоведение, древлеправославие, антология, актуальность, методология, пострелигия, религиозная гальванизация, неофундаментализм, традиционная духовность.

Список литературы

1 Агеева Е. А. Типология центров старообрядческой традиционной культуры (к постановке проблемы) // Электронная библиотека музея-заповедника «Кижи». URL: http://kizhi.karelia.ru/library/ryabinin-2007/327.html (дата обращения: 25.12.2017).

2 Алексеев Н. Н. Русский народ и государство. М.: Аграф, 1998. 640 с. 

3 Антонов А. В. Царский путь // Родина. 1998. № 1. С. 18.

4 Барсов Н. И. Раскольничья литература новейшего времени // Христианское чтение. 1894. № 5–6. С. 487–515.

5 Белокуров С. А. Сильвестр Медведев об исправлении богослужебных книг при патриархах Никоне и Иоакиме // Христианское чтение. 1885. № 11–12.
С. 691–727.

6 Беляев И. Д. Лекции по истории русского законодательства. М.: Ин-т русской цивилизации, 2011. 896 с.

7 Бонч-Бруевич В. Д. Раскол и сектантство в России // Бонч-Бруевич В. Д. Избр. соч.: в 3 т. М.: Изд-во АН СССР. Т. 1. С. 174–213.

8 Бушкович П. Юрай Крижанич и русское старообрядчество // Самарское староверие. URL: http://samstar-biblio.ucoz.ru/Statji/ZbornikOPZ_14_19_Buskovic.pdf (дата обращения: 01.06.2017).

9 Верховский Т., прот. Искание старообрядцами в XVIII веке законного архиерейства. СПб.: Изд-во В. Головина, 1868. 697 с.

10 Гагарин Ю. В. Старообрядцы. Сыктывкар: Коми книжн. изд-во, 1973. 144 с.

11 Глинчикова А. Г. Раскол или срыв «русской Реформации»? М.: Культурная революция, 2008. 384 с.

12 Голубинский Е. Е. К нашей полемике со старообрядцами // Богословский вестник. 1892. Т. 1, № 1. С. 45–76.

13 Громогласов И. М. О сущности и причинах русского раскола так называемого старообрядства. Сергиев Посад: Изд-во А. И. Снегиревой, 1895. 61 с. 

14 Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли. СПб.: Кристалл, 2001. 642 с.

15 Гумилев Л. Н. От Руси к России. М.: АСТ, 2003. 328 c.

16 Дугин А. Г. Старообрядчество и русская национальная идея: Доклад на «Аввакумовских чтениях» 13.03.98. (Москва, музей Маяковского) // Русь православная: Изд-е Совета съезда мирян древлеправославных общин Приморского края РПСЦ / под ред. Н. П. Беляева. 1998. № 32–33. С. 5.

17 Дугин А. Г. Концепция святорусского Православия в единоверческой традиции // Анти-раскол: Информационно-справочный портал по расколоведению. URL: http://www.anti-raskol.ru/pages/2007 (дата обращения: 25.12.2017).

18 Езеров А. В. Становление древлеправославного интегризма // Портал-Credo.Ru URL: http://www.portal-credo.ru/site/?act=fresh&id=26 (дата обращения: 25.12.2017).

19 Заволоко И. Н. История Церкви Христовой. Рига: Изд-во Гребенщиковской общины, 1937. 160 с.

20 Зеленогорский М. Л. Жизнь и труды архиепископа Андрея (князя Ухтомского). М.: Мосты культуры, 2011. 448 с.

21 Зеньковский В. В. Очерки русской философии // Христианская философия / сост. О. А. Платонов. М.: Ин-т русской цивилизации, 2010. С. 311–916.

22 Зеньковский С. А. Русское старообрядчество: в 2 т. / под ред. В. В. Нехотина. М.: Ин-т ДИ-ДИК, Квадрига, 2009. 688 с.

23 Ивановский Н. И. Обличение раскола старообрядства. Тобольск: Изд-во Епарх. Братства Св. Димитрия Солунского, 1895. 162 с.

24 Иоаким, патр. Московский. Увет духовный, в утверждение благочестивых людей, в уверение же и обращение к покаянию от прелести раскольников Святыя Церкви. М., 1682.

25 Каптерев Н. Ф. Патриарх Никон и его противники в деле исправления церковных обрядов. Сергиев Посад: Изд-е М. С. Елова, 1913. 271 с.

26 Карпец В. И. Единоверие как проект // Арктогея: философский портал. URL: http://arcto.ru/article/1579 (дата обращения: 25.12.2017).

27 Карташев А. В. Очерки по истории русской церкви: в 2 т. М.: Терра, 1992. Т. 2. 569 с.

28 Катунский А. Е. Старообрядчество. М.: Политиздат, 1972. 120 с.

29 Керов В. В. Конфессионально-этическая мотивация хозяйствования староверов в XVIII–XIX веках // Отечественная история. 2001. № 4. С. 18–40.

30 Керов В. В. Англо-американская историография модернизационных аспектов старообрядчества и вопрос о религиозном рационализме Старой Веры // Старообрядчество как историко-культурный феномен: Материалы МНПК. Гомель: Изд-во ГГУ, 2003. С. 94–107.

31 Кириллов И. А. Правда старой веры. М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1916. 546 с.

32 Клибанов А. И. История религиозного сектантства в России. М.: Наука, 1965. 344 с.

33 Ключевский В. О. Русская история: Полный курс лекций. М.: АСТ, Харвест, 2002. Т. 2. 593 с.

34 Кожурин К. Я. Повседневная жизнь старообрядцев. М.: Молодая гвардия, 2017. 555 с.

35 Корнилий, митр. Московский и всея Руси. Речь на Всемирном Конгрессе соотечественников // Русская Православная Старообрядческая Церковь: Официальный сайт Московской митрополии. URL: http://rpsc.ru/mitropolit/vistupleniya/rech-na-vsemirnom-kongresse-sootechestvennikov (дата обращения: 25.12.2017).

36 Лебедев Л., прот. Десять Московских патриархов. М.: Вече, 1995. 384 с.

37 Лихачев Д. С. Человек в литературе Древней Руси. М.: Наука, 1970. 186 с.

38 Ломоносов М. В. Описание стрелецких бунтов и правления царевны Софьи // Записки по русской истории. М.: Эксмо, 2003. С. 197–228.

39 Лосский Н. О. Характер русского народа. М.: Ключ, 1990. Кн. 2. 96 с.

40 Материалы по истории раскола за первое время его существования: в 9 т.
(1875–1889) / под ред. Н. И. Субботина. М.: Изд-во Э. Лисснера и Ю. Романа, 1887. 372 с.

41 Мейендорф И., прот. Об изменяемости и неизменности православного богослужения // Журнал Московской Патриархии. 1998. № 8. С. 11–28.

42 Меликян Т. Впервые после Раскола: Путин приехал к старообрядцам и услышал об «истинном православии» // Lenta.Ru. URL: https://lenta.ru/articles/2017/05/31/old_believers/ (дата обращения: 25.12.2017).

43 Мельгунов С. П. Старообрядчество и освободительное движение // Русские ведомости. 1906. 1 февраля. С. 4–6.

44 Мельников П. И. Раскольничьи секты в России // Исторический вестник. 1885. № 7. С. 41–63.

45 Мельников Ф. Е. Современные запросы старообрядчеству. М.: Тип. тов-ва Рябушинских, 1915. 98 с.

46 Миловидов В. Ф. Современное старообрядчество. М.: Мысль, 1979. 129 с.

47 Михаил (Семенов), еп. Церковь, смысл Ее бытия и необходимость жить в Ней // Старообрядческая мысль. 1916. № 1. С. 13–20.

48 Михайлова Н. М. Церковь и раскол XVII века // Благодатный огонь: Православный журнал. URL: http://www.blagogon.ru/articles/40/ (дата обращения: 25.12.2017).

49 Муравьев А. В. Социальная альтернатива русского старообрядчества // Социальная реальность. 2010. № 10, ч. 2. С. 35–47.

50 Муравьев А. В. Старообрядцы и новая политика. О религии в сфере школьного образования // Старообрядецъ. 2010. № 47. С. 7.

51 Нильский И. Ф. Семейная жизнь в русском расколе: Исторический очерк раскольнического учения о браке. СПб.: Изд-во Департамента Уделов, 1869. 256 с.

52 Павел, архимандрит Никольского единоверческого м-ря. Беседа с одним из православных о том, как следует смотреть на именуемое старообрядчество.
М.: Изд-во Братства св. Петра митрополита, 1896. 52 с.

53 Панченко А. М. Боярыня Морозова — символ и личность // Повесть о боярыне Морозовой / сост. Н. С. Демкова. М.: Худож. лит., 1991. С. 5–18.

54 Паскаль П. Протопоп Аввакум и начало Раскола. М.: Знак, 2011. 680 с.

55 Песков В. М. Таежный тупик. М.: Правда, 1992. 48 с.

56 Пичугин Л. Ф. Старая вера. М.: Изд-во РС ДПЦ, 1991. 44 с.

57 Подмазов А. А. Церковь без священства. Рига: Лиесма, 1973. 167 с.

58 Покровский Н. Н. Антифеодальный протест урало-сибирских крестьян-старообрядцев в XVIII в. Новосибирск: Наука, 1974. 397 с.

59 Пругавин А. С. Запросы и проявления умственной жизни в расколе // Русская Мысль. 1884. № 1. С. 161–199.

60 Пулькин М. В. Историческая суицидология: по материалам старообрядческих самосожжений // Культурно-историческая психология. 2012. № 2. С. 96–103.

61 Пыжиков А. В. Грани русского раскола. Тайная роль старообрядчества от 17 века до 17 года. М.: Концептуал, 2016. 536 с. 

62 Расков Д. Е. Экономические институты старообрядчества. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. 344 с.

63 Рябушинский В. П. Старообрядчество и русское религиозное чувство / сост. В. В. Нехотин, М. Л. Гринберг. М.: Мосты культуры, 2010. 452 с.

64 Саввин Д. Старообрядчество как модель развития русского гражданского общества // Вопросы национализма: Журнал научной и общественно-политической мысли. URL: http://vnatio.org/arhiv-nomerov/node62/ (дата обращения: 25.12.2017).

65 Сенатов В. Г. Философия истории старообрядчества. М.: Изд-во И. М. Машистова, 1908. 96 с. 

66 Симеон Полоцкий Жезл правления // ImWerden: Электронная некоммерческая библиотека. URL: http://imwerden.de/cat/modules.php?name=books&pa=showbook&pid=1007 (дата обращения: 25.12.2017).

67 Смирнов П. С. Из истории раскола первой половины XVIII века. СПб.: Изд-во М. Меркушева, 1908. 233 с. 

68 Солженицын А. И. Письмо из Америки // Публицистика: в 3 т. Ярославль: Верх.-Волж. кн. изд-во, 1996. Т. 2: Общественные заявления, письма, интервью. С. 293–305.

69 Соловьев С. М. История России с древнейших времен // Соловьев С. М. Собр. соч.: в 18 кн. М.: Мысль, 1991. Т. 11–12, кн. VI. С. 185–270.

70 Субботин Н. И. Раскол как оружие враждебных России партий. М.: Университетская тип., 1867. 201 с.

71 Субботин Н. И. Современные летописи раскола. М.: Изд-во Каткова и К°, 1869. Вып. 1, 2. 351 с. + 265 с. 

72 Татищев В. Н. История Российская: в 3 т. М.: АСТ, Ермак, 2005. Т. 3. 860 с.

73 Товбин К. М. Староверие как «контрсекулярный проект» // Религиоведение. 2006. № 3. С. 40–56.

74 Товбин К. М. Постмодернистская религиозность: традиционалистическое восприятие // Известия Уральского федерального университета. Серия 3. Общественные науки. 2013. № 1. С. 210–222.

75 Товбин К. М. Пострелигиозное коллажирование в современном старообрядчестве // Вестник Русской христианской гуманитарной академии. 2014. Т. 15. Вып. 1. C. 322–335.

76 Товбин К. М. Пострелигия и ее становление в русском старообрядчестве. М.: Этносоциум, 2014. 486 с.

77 Товбин К. М. Проект «Герман Стерлигов» как пример псевдотрадиционализма // Аналитика культурологии. 2015. № 31. С. 194–215.

78 Трубецкой Н. С. Взгляд на русскую историю не с Запада, а с Востока // Классика геополитики, ХХ век / сост. К. Королев. М.: АСТ, 2003. С. 144–226.

79 Урушев Д. А. Тайна Святой Руси. История старообрядчества в событиях и лицах. М.: Вече, 2013. 76 с. 

80 Успенский Б. А. История русского литературного языка (XI–XVII вв.). М.: Аспект Пресс, 2002. 558 с. 

81 Флоровский Г. В. Пути русского богословия. М.: Ин-т русской цивилизации, 2009. 849 с.

82 Чельцов М. П. Единоверие за время столетнего существования его в Русской Церкви. СПб.: Изд-во В. В. Комарова, 1900. 94 с.

83 Чистяков Г. С. Старообрядческая соборность как форма консервативной демократии // Традиционная книга и культура позднего русского средневековья: Труды ВНК к 40-летию полевых археографических исследований МГУ
им. М. В. Ломоносова. Ярославль: Ремдер, 2008. Ч. 2: История, книжность и культура русского старообрядчества. С. 73–75.

84 Шахов М. О. Старообрядческое мировоззрение: Религиозно-философские основы и социальная позиция. М.: Изд-во РАГС, 2001. 267 с.

85 Шлеев С., свящ. Единоверие и его 100-летнее организационное существование в Русской Церкви. СПб.: Тип. В. В. Комарова, 1901. 71 с. 

86 Шмеман А., прот. Исторический путь Православия. Париж: YMCA-Press, 1993. 388 с.

87 Шмидт В. В. Никоноведение: библиография, историография и историософия // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. 2008. № 3–4. С. 178–220.

88 Щапов А. П. Русский раскол старообрядчества, рассматриваемый в связи с внутренним состоянием Русской Церкви и гражданственности в XVII веке и в первой половине XVIII. Казань: Изд-во И. Дубровина, 1859. 548 с. 

89 Щепанская Т. Б. Странные лидеры. О некоторых традициях социального управления у русских // Антропология власти. Хрестоматия по политической антропологии: в 2 т. / сост. В. В. Бочаров. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2007. Т. 2: Политическая культура и политические процессы. С. 5–32.

90 Юхименко Е. М. Выговская старообрядческая пустынь: в 2 т. М.: Языки славянских культур, 2002. 480 с.

91 Ясевич-Бородаевская В. И. Борьба за веру. Историко-бытовые очерки и обзор законодательства по старообрядчеству и сектантству в его последовательном развитии с приложением статей законов и высочайших указов. СПб.: Гос. тип., 1912. 969 с. 

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации