Название статьи |
СТАНОВЛЕНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО НАПРАВЛЕНИЯ CLASSICAL CROSSOVER В СОВРЕМЕННОМ СКРИПИЧНОМ ИСКУССТВЕ |
Автор/ы |
М. Л. Зайцева Р. Р. Будагян |
Сведения об авторе/авторах |
Марина Леонидовна Зайцева — доктор искусствоведения, доцент, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: marinaz1305@mail.ru Регина Робертовна Будагян — преподаватель, Российский государственный университет им. А. Н. Косыгина (Технологии. Дизайн. Искусство), Академия им. Маймонида, Садовническая ул., д. 52/45, 115035 г. Москва, Россия. E-mail: r.budagyan@mail.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 49 |
Страницы |
С. 351–370 |
Дата поступления статьи |
17.04.2018 |
Дата публикации |
15.09.2018 |
Индекс УДК |
78.072.2 |
Индекс ББК |
85.315 |
Аннотация |
В данной статье выявлены тенденции формирования classical crossover'a в творчестве современных скрипачей (В. Мэй, Э. Мартона и Д. Гарретта). Научно обосновано, что на рубеже XX–XXI вв. под влиянием массовой культуры в современном скрипичном искусстве активно проявляются тенденции расширения традиционных форм и методов музыкально-художественного творчества. Специфика инструмента, его потенциал солирующего инструмента, способного раскрыть всю гамму эмоциональных состояний человека, во многом определяет стилистические особенности проявления classical crossover в скрипичном искусстве рубежа XX–XXI вв. Неоромантические черты здесь превалируют над неоклассицистскими. Эволюция подходов к трактовке произведений академического репертуара в рамках classical crossover демонстрирует возрастающее влияние жанров и приемов массовой культуры, усиление стилевой разнородности интерпретационных и реинтерпретационных методов. Высокая степень популярности В. Мэй обусловлена ее незаурядным мастерством, разрушением стереотипов слушательского восприятия, сформировавшегося в рамках академической школы и др. Традиции В. Мэй были в дальнейшем продолжены Э. Мартоном и Д. Гарретом, развивавшим новации В. Мэй в построении репертуарной и имиджевой политики, но вернувшимся от электроинструмента к акустической скрипке, закрепив тем самым ее выразительный потенциал в составе новых смешанных инструментальных ансамблей. |
Ключевые слова |
современное скрипичное исполнительское искусство, classical crossover, Ванесса Мэй, Эдвин Мартон, Дэвид Гарретт. |
Список литературы |
1 Акопян Э. Интервью // Jazzparking.livejournal.com. URL: http://jazzparking.livejournal.com/ (дата обращения: 01.07.2018). 2 Акопян Э. Официальный сайт скрипача. URL: http://www.concert-star.ru/musiccolective/kaver-group/6751-edgar-akopyan-skripach.html (дата обращения: 01.07.2018). 3 Будагян Р. Р. Тенденции развития скрипичного исполнительского искусства на рубеже XX–XXI веков // Российская Академия Естествознания. URL: http://www.scienceforum.ru/2017/pdf/35624.pdf (дата обращения: 01.07.2018). 4 Будагян Р. Р. Проблема исполнительского стиля в современном скрипичном искусстве. М.: Музыковедение, 2016. Вып. 10. С. 36–43. 5 Будагян Р. Р. Сочетание академических и неакадемических традиций в скрипичном исполнительстве рубежа XX–XXI веков // Сб. ст. по мат. Междунар. научн. конф. «Традиции и перспективы искусства как феномена культуры». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида, 2016. С. 438–445. 6 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Неофольклоризм в современном скрипичном искусстве // Сб. ст. по мат. Междунар. науч. конф. «Искусство как феномен культуры: традиции и перспективы». М.: Изд-во ГКА им. Маймонида, 2017. С. 33–41. 7 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Неофольклорные тенденции в современном скрипичном искусстве. М.: Музыковедение, 2017. Вып. 8. С. 31–39. 8 Будагян Р. Р. Трактовка образа скрипача и скрипки в кино- и музыкально-театральном искусстве второй половины XX века // Сб. научн. тр. по итогам III Междунар. научн.-практич. конф. «Актуальные вопросы гуманитарных наук в современных условиях развития страны». СПб.: Изд-во ИЦРОН, 2016. Вып. 3. С. 6–9. 9 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Приемы адаптации классического музыкального наследия к реалиям новой исполнительской практики в творчестве Ванессы Мэй // Сб. научн. тр. по итогам II Междунар. научн.-практич. конф. «Гуманитарные науки: вопросы и тенденции развития». Красноярск: Изд-во ИЦРОН, 2015. Вып. 2. С. 10–12. 10 Будагян Р. Р., Зайцева М. Л. Возвращение к истокам: значение национальных традиций в творчестве Сани Кройтора. М.: Музыка и время, 2017. Вып. 6. 11 Веревкина Ю. В. Неакадемическое исполнение академической музыки: автореф. диc. … канд. искусствоведения. Ростов-н/Д., 2012. С. 23–25. 12 Вишневская С. Дэвид Гарретт об откровенных сценах и практических тренировках // vk.com. URL: https://vk.com/topic-39377647_26713550?post=762 (дата обращения: 01.07.2018). 13 Волкова П. С. Реинтерпретация художественного текста (на материале искусства XX века): автореф. дис. … канд. искусствоведения. Краснодар, 2009. 12 с. 14 Выбыванец Э. В. Визуализация музыкального пространства в современном искусстве: методологический аспект. Новосибирск: Изд-во НГК им. М. И. Глинки, 2016. 50 c. 15 Гамильтон Р. Поп-арт Р. Гамильтона // Look At Me. URL: www.lookatme.ru/flow/posts/art.../137585-pop-art-richarda-gamiltona-2011-09-14 (дата обращения: 01.07.2018). 16 Гарретт Д. 24 СМИ // 24СМИ. URL: https://24smi.org/celebrity/4825-devid-garret.html (дата обращения: 01.07.2018). 17 Гарретт Д. VS. PAGANINI // Liveinternet.ru. URL: http://www.liveinternet.ru/users/1020995/post298746718/ (дата обращения: 01.07.2018). 18 Гарретт Д. О фильме «Паганини: скрипач дьявола» в Москве // Kinopoisk.ru. URL: Статья_Зайцева _МЛ_Будагян_РР.docwww.kinopoisk.ru/film/683284 (дата обращения: 01.07.2018). 19 Гарретт Д. Официальный сайт. URL: www.david-garrett.com (дата обращения: 01.07.2018). 20 Громов С. Интервью Э. Мартона в программе «Персона» на Радио «Премьер» // Radiopremier.net. URL: www.radiopremier.net/news/radio/554 (дата обращения: 01.07.2018). 21 Данилова И. Л. Стилевые процессы развития современной русской драматургии: автореф. дис. … д-ра филол. наук. Казань, 2002. 15 с. 22 Данько Л. И. Музыкальное направление classical crossover в современной аудиовизуальной культуре: автореф. дис. … канд. искусствоведения. СПб., 2013. С. 10–12. 23 Демидова В. Союзное Вече «Снежный техно-фьюжн» // Souzveche.ru. URL: https://www.souzveche.ru/articles/sport/22936/ (дата обращения: 01.07.2018). 24 Джеджула А. Ванесса Мэй: «Я не из тех, кто старается произвести впечатление телом. Я делаю это музыкой...» // Sobytiya.net.ua. URL: http://sobytiya.net.ua/archive,date-2008_10_27,article-vanessa_meiy_ya_ne_iz_teh_kto_star/article.html (дата обращения: 01.07.2018). 25 Зайцева М. Л. Синестезийный аспект искусства постмодернизма // Сб. мат. Междунар. научн. конф. «Искусствоведение в контексте других наук в России и за рубежом: Параллели и взаимодействия». М.: Нобель-пресс; Edinbourgh, Lennex Corporation, 2013. С. 244–252. 26 Милев Н. Н. Эволюция киноизображения: Движение камеры и внутрикадровый монтаж: их роль и значение в строении образной структуры фильма: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2000. 25 с. 27 Мэй В. Паганини — гений, а я — нет // News.bcm.ru. URL: news.bcm.ru/culture_and_art/2013/1/21/656148/1NEWS.BCM.RU (дата обращения: 01.07.2018). 28 Павлова Е. Интервью со скрипачкой Линдси Стирлинг о своем альбоме // M24.ru. URL: https://www.m24.ru/videos/m24/03092017/19597\ (дата обращения: 01.07.2018). 29 Романова Н. 4 сентября — День рождения скрипача Дэвида Гарретта // Ok.ru. URL: https://ok.ru/group/43013037883560/topic/65773565624488 (дата обращения: 01.07.2018). 30 Советкина Э. В. Эстетические особенности музыкальных видеоклипов: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2003. 13 с. 31 Холопова В. Н. Три стороны музыкального содержания // Мат. Первой Российской научн.-практич. конф. М.; Уфа: Изд-во РИЦ УГИИ, 2002. С. 55–76. 32 Чернявская Ю. Г. Фантазийные сочинения Роберта Шумана: к истории и теории жанра фантазии: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М., 2017. 20 с. 33 Швец А. События и люди. «Ванесса Мэй» // Sobytiya.net.ua. URL: http://sobytiya.net.ua/archive,date-2008_10_27,article-vanessa_meiy_ya_ne_iz_teh_kto_star/article.html (дата обращения: 01.07.2018). |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|