Название статьи |
ОБРАЗ СЛАВЯНСКОГО ЯЗЫЧЕСТВА В РОССИЙСКОМ КИНЕМАТОГРАФЕ И НА ТЕЛЕВИДЕНИИ |
Автор/ы |
А. А. Бесков |
Сведения об авторе/авторах |
Андрей Анатольевич Бесков — кандидат философских наук, Нижегородский государственный педагогический университет им. К. Минина, ул. Ульянова, д. 1, 603000 г. Нижний Новгород, Россия. E-mail: beskov_aa@mininuniver.ru |
Рубрика |
Искусствоведение |
Год |
2018 |
Номер журнала |
Т. 50 |
Страницы |
С. 301–313 |
Дата поступления статьи |
20.04.2018 |
Дата публикации |
28.12.2018 |
Индекс УДК |
257.7-047.43:[791+654.197](470) |
Индекс ББК |
85.38 +85.373(2)+63.521(=41)-7 |
Аннотация |
В статье рассматриваются различные варианты репрезентации славянского язычества в советских и российских кинофильмах и телепередачах. Ранее эта тема почти не привлекала внимание ученых, хотя накопился значительный материал, требующий своего осмысления. Если в советскую эпоху кинематографисты проявляли симпатию преимущественно к язычникам, а не христианам, то в настоящее время наблюдается обратная ситуация. Причина этого в позиции государства, взявшего курс на поддержку православия. Однако на телевидении заметны тенденции к реабилитации и романтизации язычества, в чем можно видеть отражение потребностей российского общества. Вероятно, противостояние прохристианских и проязыческих интенций в российских фильмах и телепередачах будет лишь усиливаться. |
Ключевые слова |
визуальная культура, русская культура, российский кинематограф, российское телевидение, славянское язычество, массовое историческое сознание. |
Список литературы |
1 Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья вторая) // Colloquium heptaplomeres. 2016. № 3. С. 6–24. 2 Бесков А. А. Реминисценции восточнославянского язычества в современной российской культуре (статья третья) // Colloquium heptaplomeres. 2017. № 4. С. 7–19. 3 Зуев И. Н. Путь от образа к символу. Появление и реализация в русском искусстве первой половины XX в. концепта «скиф» // Вестник славянских культур. 2017. № 3. С. 222–231. 4 Ищенко Е. Н. «Визуальный поворот» в современной культуре: опыты философской рефлексии // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Философия. 2016. № 2 (20). С. 16–27. 5 Мороз Е. Неоязычество в России // Цена ненависти. Национализм в России и противодействие расистским преступлениям / под ред. А. Верховского. М.: Центр «Сова», 2005. С. 196–225. 6 Мочалова В. В. Звук и видеоизображение: опыт российских ТВ-сериалов. 7 Петренко Е. С. СМИ-экраны: в реале, в рунете и среди акторов гражданского участия (по результатам общенациональных опросов ФОМ в 2015–2016 гг.) // Наука телевидения. 2017. № 13.3. С. 7–17. 8 Портрет аудитории российских городских кинотеатров 2017. М., 2018. 11 с. // Фонд кино. URL: http://www.fond-kino.ru/documents/download/727/ (дата обращения: 10.04.2018). 9 Телегин С. М. Телевидение как средство создания коллективных мифов // Наука телевидения. 2010. № 7. С. 64–72. 10 Токарев С. А. Религиозные верования восточнославянских народов XIX – начала XX века / отв. ред. С. И. Ковалев. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ», 2012. 168 с. 11 Фрагмент выпуска программы «Познер» от 06.02.2017 // Сайт Первого канала. URL: http://www.1tv.ru/shows/pozner/izbrannoe/anatoliy-maksimov-o-borbe-sovremennyh-yazychnikov-protiv-vikinga-pozner-fragment-vypuska-ot-06-02-2017 (дата обращения: 10.04.2018). 12 Шнирельман В. А. Русское родноверие: неоязычество и национализм в современной России. М.: Изд-во ББИ, 2012. 302 с. 13 Ямпольский М. Экспрессивность: между человеческим и машинным (неметафизическая антропология и кинематограф) // Новое литературное обозрение. 2011. № 109. С. 20–36. URL: http://www.nlobooks.ru/node/1892 (дата обращения: 03.04.18). |
PDF-файл |
|
Иллюстрации |
|