Название статьи

ЕВАНГЕЛЬСКИЙ СЮЖЕТ О РОЖДЕНИИ МЛАДЕНЦА И ЕГО ТРАНСФОРМАЦИЯ В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ АНДРЕЯ БЕЛОГО

Автор/ы

Е. В. Глухова

Сведения об авторе/авторах

Елена Валерьевна Глухова — кандидат филологических наук, старший научный сотрудник, Институт мировой литературы им. А. М. Горького Российской академии наук, ул. Поварская, д. 25 а, 121069 г. Москва, Россия. Е-mail: elenagluhova@mail.ru

Рубрика

Филологические науки

Год

2018

Номер журнала

Т. 50

Страницы

С. 197–215

Дата поступления статьи

08.04.2018

Дата публикации

28.12.2018

Индекс УДК

821.161.1

Индекс ББК

83.3(2Рос=Рус)53

Аннотация

В статье предлагается рассмотрение архетипического мотива рождения чудесного ребенка как варианта евангельский сюжета Рождества в творчестве Андрея Белого — от «Симфоний» до работ революционных лет. Ключевую роль в культуре русского символизма играет семантический сдвиг традиционной пространственно-временной модели архаического нарратива, при котором события евангельской истории воспринимаются синхронными современности. Показано, что в раннем творчестве писателя с наибольшей частотой встречается эсхатологический мотив ожидания чудесного младенца, заимствованный из Откровения Иоанна Богослова, затем этот мотив вытесняется своим травестийным вариантом — появлением ложного/другого младенца. Затем, на примере публицистики и мемуарно-автобиографических документов Андрея Белого периода Первой мировой войны и революции, доказывается, что в антропософский период творчества мотив рождения чудесного младенца замещается эзотерическим мотивом рождения как смерти и воскрешения. Утверждается, что этот мотив не только метафорически переосмыслен как рождение «внутреннего», духовного человека, но и имеет системную частотность в контексте автобиографической мифологии писателя. Отмечено, что сюжет о рождении чудесного ребенка трансформируется в семантически близкие мифологические сюжеты об умирающем/возрождающемся божестве. Сделан вывод о том, мотив рождения чудесного младенца в контексте автобиографической мифопоэтики Андрея Белого замещен близкородственным эзотерическим сюжетом духовной трансмутации.

Ключевые слова

Андрей Белый, мифопоэтика, евангельский сюжет Рождества, мотив рождения чудесного ребенка, автобиографическая мифология.

Список литературы

1 Андрей Белый. Автобиографические своды. Материал к биографии. Ракурс к дневнику. Регистрационные записи. Дневники 1930-х годов / сост. А. В. Лавров, Дж. Мальмстад; научн. ред. М. Л. Спивак. М.: Наука, 2016. 1120 с.

2 Андрей Белый и Александр Блок. Переписка. 1903–1919 / публ., подгот., предисл., коммент., А. В. Лавров. М.: Прогресс-Плеяда, 2001. 608 с.

3 Андрей Белый и Иванов-Разумник. Переписка / публ., вступит. ст., коммент. А. В. Лаврова и Дж. Малмстада; подгот. текста Т. В. Павловой, А. В. Лаврова, Дж.  Малмстада. СПб.: Atheneum-Феникс, 1998. 736 с.

4 Белый А. Безрукая танцовщица / публ., предисл. Е. В. Глуховой, Д. О. Торшилова // Literary Calendar: the Books of Days. 2009. № 5 (2). С. 5–25.

5 Белый А. Вячеслав Иванов // Вяч. Иванов: Pro et contra. Личность и творчество Вячеслава Иванова в оценке русских и зарубежных мыслителей и исследователей. Антология: в 2 т. СПб.: Изд-во РХГА, 2016. Т. 1. 996 с.

6 Белый А. Между двух революций / подгот., вступит. ст., коммент. А. В. Лаврова. М.: Худож. лит., 1989. 670 с.

7 Белый А. Песнь Солнценосца // Скифы: Сб. 2 / под ред. А. Белого, Р. В. Иванова-Разумника, С. Д. Мстиславского. Пг.: Скифы, 1918. С. 6–11.

8 Белый А. Правда ритмов времени // Rudolf-steiner.ru. URL: http://www.rudolf-steiner.ru/50000016/1448.html (дата обращения: 07.04.2018).

9 Белый А. Революция и культура. М.: Изд. Г. А. Лемана и С. И. Сахарова, 1917. 30 c.

10 Белый А. Собр. соч.: в 8 т. М.: Республика, 1995.

11 Белый А. Собр. соч.: в 14 т. М.: Дмитрий Сечин, 2014. Т. 10: Симфонии / сост., послесл., коммент. А. В. Лаврова. 450 с.

12 Белый А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. / вступит. ст., сост., подгот. текста и примеч. А. В. Лаврова и Дж. Малмстада. СПб.; М.: Академический проект, 2006. Т. 1. 640 с.

13 Галинская И. Л. Загадки известных книг. М.: Наука, 1986. 126 с.

14 Глухова Е. В. А. Р. Минцлова в письмах к Андрею Белому // Труды Русской антропологической школы. М.: Изд-во РГГУ, 2007. Вып. 4 (2). С. 215–270.

15 Глухова Е. В. Неопубликованные рисунки Андрея Белого к «Глоссолалии»: Чаша Св. Грааля // Труды Русской антропологической школы. М.: Изд-во РГГУ, 2005. Вып. 3. С. 386–408.

16 Григорьева Е. О некоторых психоаналитических коннотациях мотива андрогинна в русской литературе конца 19 – начала 20 века // Studia Russica Helsingiensia et Tartuensia V: Модернизм и постмодернизм в русской литературе и культуре. Helsinki: University of Helsinki, 1996. Вып.: Slavica Helsingiensia 16. P. 335–348.

17 Кацис Л. Русская эсхатология и русская литература. М.: Изд-во ОГИ, 2000. 665 c.

18 Кожевникова Н. А. Евангельские мотивы в романе А. Белого «Москва» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв. Петрозаводск, Изд-во ПетрГУ, 1995. С. 493–504.

19 Козырев А. П. Соловьев и гностики. М.: Изд. Савин С. А., 2007. 544 с.

20 Коно Вакана. Культурный контекст образа корабля в «Серебряном голубе» А. Белого // Japanese Slavic and East European studies. 2001. Vol. 22/2001. P. 1–16.

21 Лавров А. А. Андрей Белый в 1900-е годы: жизнь и литературная деятельность. М.: Новое литературное обозрение, 1995. 336 с.

22 Левина-Паркер М. Андрей Белый: путь к распятию как аспект серийного самосочинения // AvtobiografiЯ. 2014. № 3. URL: http://www.avtobiografija.com/article/view/58/46 (дата обращения: 07.04.2018).

23 Мережковский Д. С. Восток или Запад // Русское слово. 1910. № 217. 22 сентября.

24 Минц З. Г. О некоторых «неомифологических» текстах в творчестве русских символистов // Блок и русский символизм. Избранные труды: в 3 кн. СПб.: Искусство-СПб, 2004. Кн. 3: Поэтика русского символизма. С. 59–96.

25 Постоутенко К. Священные цвета Андрея Белого // Die Welt der Slaven. 1996. № XLI (1). S. 153–156.

26 Руднев В. П. Неомифологическое сознание // Словарь культуры XX века.
М.: Изд-во РГГУ, 1997. С. 184–185.

27 Серегина С. И. Образ распятия в произведениях Андрея Белого, Николая Клюева и Сергея Есенина (1917–1918 гг.) // Мифологические образы в литературе и искусстве. М.: Индрик, 2015. С. 262–284.

28 Спивак М. Л. Андрей Белый — мистик и советский писатель. М.: Изд-во РГГУ, 2006. 577 с.

29 Спивак М. Л. Иван Иванович Коробкин на путях посвящения: Антропософский код в романе А. Белого // Sub Rosa: Сборник в честь Лены Силард. Budapest: EFO, 2005. С. 555–570.

30 Спивак М. Л. «Символы моих духовных узнаний»: Медитативные рисунки Андрея Белого // Русское искусство. 2006. № 1 (9). С. 28–33.

31 Тилкес О. Православные реминисценции в четвертой симфонии А. Белого // Литературное обозрение. 1995. № 45. С. 135–143.

32 Тилкес-Заусская О. К. Литература и музыка: Четвертая симфония Андрея Белого. Amsterdam, Б.и., 1998. 539 с.

33 Тилкес-Заусская О. К. Четвертая симфония Андрея Белого: точки «затемнения фокализации» и неомифологический порядок действия // Amsterdam International Eltctronic Journal for Cultural Narratology. 2005. № 1. URL: http://cf.hum.uva.nl/narratology/tielkis.htm (дата обращения: 18.02.18).

34 Хэмлет Т. Ю. Описание сказочного сюжета 707 Чудесные дети в международных, национальных и региональных указателях сказочных сюжетов: сравнительный анализ // Научный диалог. 2013. № 5 (17): Филология. С. 198–219; 2013. № 10 (22). С. 61–75.

35 Шарапенкова Н. Г. Крестный путь героя. Ветхозаветные и евангельские мотивы в романе Андрея Белого «Москва» // Евангельский текст в русской литературе XVIII–XX вв.: цитата, реминисценция, мотив, сюжет, жанр. Петрозаводск: Изд-во ПетрГУ, 2012. С. 301–314. 

36 Эткинд А. Хлыст: Секты, литература и революция. М.: Новое литературное обозрение, 1998. 644 с.

37 Oboleńska D. Путь к посвящению. Антропософские мотивы в романах Андрея Белого. Gdansk: Wydawnictwo Universitetu Gdanskiego, 2009. 282 с.

PDF-файл

Скачать

Иллюстрации