← Назад

Название статьи: Обитель преп. Сергия Радонежского в истории древнерусского певческого искусства
Автор(ы): ПОЖИДАЕВА Г. А.
Рубрика: Искусствоведение
Год: 2015
Номер журнала: № 4, (38)
Страницы: 157-173
Индекс УДК: 78.03
Индекс ББК: 85.318
Аннотация: Цель статьи ― показать историческую роль монастырской певческой культуры в эпоху русского Средневековья. Особенности монастырской певческой культуры раскрываются на примере Троицкого монастыря ― крупнейшего монастыря Московской Руси, основанного в XIV в. преп. Сергием Радонежским. В певческом обиходе монастыря отражались главные тенденции в развитии русской культуры, находя своеобразное преломление. Наряду со знаменным распевом (старшей и младшей редакции) в монастырскую певческую практику не позднее конца XV в. входит путевой распев, а во второй половине XVI в. складывается его монастырская традиция ― путь троицкий, ставший заметным явлением русской культуры того периода и включивший в свой круг важнейшие песнопения богослужения. Автором обосновывается гипотеза: в создании пути троицкого ведущая роль принадлежала Ионе Зую, распевщику и дьякону монастыря, служившему в 40-е – 50-е гг. XVI в. Путь троицкий соответствовал стилю монументализма, характерного для русского искусства второй половины XVI в. Как более развитая, современная форма путевого распева, путь троицкий, в отличие от архаики русского севера (Новгорода и Пскова), был принят за основу раннего путевого многоголосия ― строчного пения общерусской традиции. В Троицкой обители знали строчное пение и его нотацию ― путевую и казанскую, ― но в монастырском обиходе преобладало одноголосие, и монастырь вошёл в историю русской музыки как хранитель традиционных форм монодии. Скрипторий монастыря стал одним из центров просвещения и распространения музыкальной грамотности и музыкальной письменности. В обители сложились исполнительские нормы богослужебного пения-молитвы, не потерявшие своего значения до наших дней.
Ключевые слова: певческая культура эпохи Московской Руси, монастырские традиции, путевой распев, раннее многоголосие, распевщики, авторская атрибуция
Cписок литературы: 1 Безуглова И. Ф. «Достойно есть» Опекаловского распева // ТОДРЛ. Л.: Наука, 1981. Т. 36. С. 308–319. 2 Безуглова И. Ф. Опекаловский распев // ПКНО. М.: Наука, 1979. С. 196–205. 3 Богомолова М. В. Знаменная монодия и безлинейное многоголосие (на примере Великой Панихиды). М.: Издат. дом «Композитор», 2005. Вып. 2. 304 с. 4 Гарднер И. Богослужебное пение русской православной церкви. Сущность, система и история: в 2 т. 2-е изд. М.: Православный Свято-Тихоновский Богословский ин-т, 2004. 498 с. 5 Генченкова (Пожидаева) М. В. Распевы Свято-Троицкой Сергиевой Лавры XVI– XVIII веков // Древняя Русь. Вопросы медиевистики. М., 2006. № 2. С. 13–20. 6 Генченкова М. В. Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «мелодическое» и «гармоническое» пение: автореф. дис. … канд. искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. 26 с. 7 Генченкова М. В. Традиции Свято-Троицкой Сергиевой Лавры: «мелодическое» и «гармоническое» пение: дис. … канд. искусствоведения. М.: РАМ им. Гнесиных, 2007. 310 с. 8 Голубцов А. П. Чиновник Новгородского Софийского собора. М.: Университетская тип., 1899. 296 с. 9 Ирмологий по напеву Троице-Сергиевой Лавры. М.: Изд-во Московской Патриархии, 1982. 214 с. 10 Кондрашкова Л. В. Служба Сергию Радонежскому строчного многоголосия (по московским архивам) // Беседы о преподобном Сергии. Материалы международной научно-практической конференции «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского». РИИИ, 8–10 октября 2014 года / сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014. С. 53–55. 11 Лукашевич А. А. К прочтению нотации рукописи РГБ. Ф. 304/I. № 428 // Актуальные проблемы изучения древнерусского церковно-певческого искусства: наука и практика (к 120-летию кончины Д. В. Разумовского): Материалы международной научной конференции 12–16 мая 2009 года: сб. ст. / сост., отв. ред. И. Е. Лозовая. М., 2011. (Гимнология; вып. 6.) С. 402–428. 12 Монастырские напевы XVI–XVII веков // Традиции русского церковного пения. М.: Композитор, 2002. Вып. 2: Перевод крюкового письма, предисл., коммент. Г. Пожидаевой. Нотное издание. 148 с., ил. 13 Парфентьев Н. П. Древнерусское певческое искусство в духовной культуре Российского государства: Школы. Центры. Мастера. Свердловск: Изд-во Уральского ун-та, 1991. 236 с. 14 Парфентьев Н. П. Церковно-певческое искусство в Троицкой обители преподобного Сергия Радонежского. Диакон Иона Зуй (XVI в.) // Беседы о преподобном Сергии. Материалы международной научно-практической конференции «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского». РИИИ, 8–10 октября 2014 года / сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014. С. 57–60. 15 Парфентьева Н. В. Распев Троицкого диакона Ионы Зуя (XVI в.) // Беседы о преподобном Сергии. Материалы международной научно-практической конференции «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского». РИИИ, 8–10 октября 2014 года / сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014. С. 60–63. 16 Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. О деятельности мастеров Троице-Сергиевского монастыря в области древнерусского музыкального искусства (на примере творчества Логина Шишелова) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Социально-гуманитарные науки». Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2013. № 1. С. 93–104. 17 Парфентьев Н. П., Парфентьева Н. В. Варлаам (Рогов Василий) // Православная энциклопедия. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2003. Т. VI. С. 597–598. 18 Пожидаева Г. А. Древлеправославные певческие традиции в раннем русском многоголосии // Вестник РГНФ. М., 2000. № 3. С. 257–270. 19 Пожидаева Г. А. Избранные стихиры из службы преподобному Сергию Радонежскому. Перевод крюкового письма. М.: Издат. Отдел Московского Патриархата, 1992. 48 с. 20 Пожидаева Г. А. Значение обители преп. Сергия Радонежского в истории древнерусского певческого искусства // Беседы о преподобном Сергии. Материалы международной научно-практической конференции «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского». РИИИ, 8–10 октября 2014 года / сост., ред. Н. С. Серегина. СПб.: РИИИ, 2014. С. 56–57. 21 Пожидаева Г. А. О монастырском песнотворчестве XVI–XVII вв. // Наследие монастырской культуры: Ремесло, художество, искусство. Статьи, рефераты, публикации / отв. ред. И. А.Чудинова. СПб.: РИИИ, 1998. Вып. 3. С. 76–92. 22 Пожидаева Г. А. Певческие традиции Древней Руси. Очерки теории и стиля. М.: Знак, 2007. 880 с., ил. 23 Пожидаева Г. А. Пространные распевы в службах русским святым XII–XVII вв // Мир житий: сб. материалов конференции (Москва, 3–5 октября 2001 г.) / отв. ред. О. В. Гладкова. М.: РФК «Имидж-Лаб», 2002. С. 258–270. 24 Пожидаева Г. А. Пространные распевы Древней Руси XI–XVII веков. М.: МГУК, 1999. 208 с. 25 Пожидаева Г. А. Путевые и демественные «переводы» в монастырском песнотворчестве XVI–XVII в. // Монастырская традиция в древнерусском певческом искусстве. К 600-летию основания Кирилло-Белозерского монастыря: сб. ст. / сост. Н. Б. Захарьина, А. Н. Кручинина. СПб.: Изд-во СПбГК, РНБ, 2000. С. 29–52. 26 Пожидаева Г. А. Формы изложения демественного многоголосия // Археографический ежегодник за 1981 год. М.: Наука, 1982. С. 122–133. 27 Протопопов В. В. Ростовский митрополит Варлаам (Рогов) — «знаменному пению распевщик и творец» // История и культура Ростовской земли: 1994. Ростов; Ярославль: ГМЗ «Ростовский кремль» 1995. С. 143–148. 28 Свято-Троицкая Сергиева лавра / Успенский собор. URL: http://www.stsl.ru/about_ lavra/khramy-i-sobory-lavry (дата обращения 14.07.2015). 29 Серегина Н. С. Песнопения русским святым. СПб.: РИИИ, 1994. 470 с. 30 Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому — памятник отечественного песнетворчества // Проблемы русской музыкальной текстологии (по памятникам русской хоровой литературы XII–XVIII веков): сб. науч. тр. / сост., отв. ред. А. С. Белоненко. Л.: ЛоЛГК, ЛГИТМиК, 1983. С. 94–113. 31 Серегина Н. С. Стихиры Сергию Радонежскому как памятник отечественного песнетворчества // ТОДРЛ. Л., 1985. Т. 38. С. 338–355. 32 Синицына Н. В. Третий Рим: Истоки и эволюция русской средневековой концепции (XV–XVI вв.). М.: Индрик, 1998. 416 с. 33 Успенский Н. Д. Древнерусское певческое искусство. 2-е изд., доп. М.: Сов. композитор, 1971. 624 с. 34 Успенский Н. Д. Образцы древнерусского певческого искусства. Л.: Музыка, 1971. 354 с. 35 Федор Крестьянин. Стихиры. Публикация, расшифровка, исследование и комментарии М. В. Бражникова // Памятники русского музыкального искусства. М.: Музыка, 1974. Вып. 3. 248 с. Дискография 36 «Распевы русского Cредневековья. Вып. 4. Великий пост». Хор «Глас веков» п/у С. Кривобокова. Расшифровка песнопений, вступительная статья, научная консультация проекта Г. Пожидаевой. М., 2013. 37 «Распевы русского Средневековья. Вып.3. Певческие традиции Троице-Сергиевой лавры. Путевой распев». Хор «Глас веков» п/у С. Кривобокова. Расшифровка песнопений, вступительная статья, научная консультация проекта Г. Пожидаевой. М., 2012.
PDF файл:   Скачать
Иллюстрации:   Скачать