Название статьи: |
Мать-сыра-земля как мифопоэтическая константа творчества Ф. М. Достоевского: ономастический аспект |
Автор(ы): |
СКУРИДИНА С. А. |
Рубрика: |
Филологические науки |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 4 (42) |
Страницы: |
143-150 |
Индекс УДК: |
УДК 801.3:882 |
Индекс ББК: |
ББК 81.2-3:83.3(2Рос=Рус)1 |
Аннотация: |
Исследование антропонимических единиц произведений
Ф. М. Достоевского, детерминированных образом Матери-сырой-земли, является частью работы, посвящённой воспроизведению мифопоэтических констант как неких вневременных универсалий в ономастиконе великого писателя. Для всего творчества Ф. М. Достоевского характерно восприятие земли как особой субстанции, дарующей очищение и духовное воскрешение. Мифопоэтическая доминанта Мать-сыра-земля нашла своё отражение в антропонимах персонажей-носителей идеи нравственного возрождения, таких как Дмитрий Карамазов и Родион Раскольников. Антропонимы, умышленно или неосознанно мифологизированные писателем, способствуют раскрытию авторского замысла, а также являются одним из средств включения произведений Ф. М. Достоевского в единое мифопоэтическое пространство мировой культуры. |
Ключевые слова: |
ономастика, антропоним, Ф. М. Достоевский, мифопоэтика, Мать-сыра-земля. |
Cписок литературы: |
1 Агбунов М. Античные мифы и легенды: Мифологический словарь. М.: МИКИС, 1993. 368 c. 2 Афанасьев А. Н. Живая вода и вещее слово. М.: Сов. Россия, 1988. 512 с. 3 Белов С. В. Имена и фамилии у Ф.М. Достоевского // Русская речь. 1976. № 5. С. 27–31. 4 Голосовкер Я. Логика мифа. М.: Наука, 1987. 218 с. 5 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1973. Т. 6: Преступление и наказание. 423 с. 6 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1974. Т. 10: Бесы. 520 с. 7 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1976. Т. 14: Братья Карамазовы. 512 с. 8 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1976 . Т. 15: Братья Карамазовы. 624 с. 9 Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч.: в 30 т. Л.: Наука, 1981. Т. 23: Публицистика и письма. 424 с. 10 Карасев Л. В. О символах Достоевского // Вопросы философии. 1994. № 10. С. 90–111. 11 Ковалев Г. Ф. Избранное. Литературная ономастика. Воронеж: Изд.-полигр. центр «Научная книга», 2014. 447 с. 12 Лосев А. Ф. Философия имени // Бытие – имя – космос. М.: Мысль, 1993. 958 с. 13 Лотман Ю. М. Пушкин. СПб.: Искусство, 1995. 847 с. 14 Мелетинский Е. М. Достоевский в свете исторической поэтики: Как сделаны «Братья Карамазовы». М.: РГГУ, 1996. 106 с. (Чтения по истории и теории культуры; Вып. 16. Историческая поэтика). 15 Паршин А. Н. «Богородица — мать сыра земля…» // Вестник православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета. Серия 1: Богословие. Философия. 2011. № 5 (37). С. 71–81. 16 Романова Н. Н. Евангельские притчи в романе Ф. М. Достоевского «Неточка Незванова» // Проблемы исторической поэтики. Петрозаводск: Петрозаводский гос. ун-т, 2012. № 10. С. 125–132. 17 Суперанская А. В. Словарь русских личных имен. М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1998. 528 с. 18 Топоров В. Н. Миф. Ритуал. Символ. Образ: исслед. в обл.мифопоэтического: Избранное. М.: Прогресс. Культура, 1995. 621 с. 19 Третьякова Е. Архетипические образы славянской мифологии в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание» // Relga, 2001. № 16 (70). URL: http://www.relga.ru/Environ/WebObjects/tgu-www.woa/wa/Main?level1=main&level2=articles&textid=469 (дата обращения: 05.05.2016). 20 Федотов Г. П. Мать-Земля. К религиозной космологии русского народа // Путь. 1935. № 46. С. 3–18. 21 Якубович И. Д. Поэтика ветхозаветной цитаты и аллюзии у Достоевского: бытование и контекст // Достоевский. Материалы и исследования. СПб.: Наука, 2005. Т. 17. С. 42–60. |
PDF файл: |
Скачать |