Название статьи: |
Славянские островные ареалы в этнолингвистическом аспекте |
Автор(ы): |
ПЛОТНИКОВА А. А. |
Рубрика: |
Филологические науки |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 4 (42) |
Страницы: |
99-114 |
Индекс УДК: |
УДК 811.16 |
Индекс ББК: |
ББК 82 |
Аннотация: |
Благодаря трудам учёных Московской этнолингвистической школы за последние 20 лет, сегодня можно говорить об основательной теоретической базе знаний в области изучения славянской картины мира. Научные интересы основателя этнолингвистической школы Н. И. Толстого лежали в плоскости изучения диалектных лексических явлений и корреспондирующих явлений народной (сельской) культуры, в связи с чем актуальным было создание этнолингвистической географии, тогда как сам язык культуры исследовался и исследуется семиотическими методами. Большое внимание Н. И. Толстым всегда уделялось архаическим славянским зонам, и в настоящее время, когда накоплен большой корпус межславянских соответствий в лексике и традиционной народной культуре, стало возможным приступить к изучению тех архаических славянских ареалов, которые находятся в иноязыковом, иноэтничном и иноконфессиональном окружении. Их специфика показана на примере лексики народной традиции русских старообрядцев румынской Добруджи. Термин «архаический» рассматривается в двух аспектах: как консервация культурно-языковых черт, принесённых с первичной территории проживании (предположительно с Дона и юго-западных областей России, впоследствии пополненных явлениями изо всех концов России, поскольку переселение в Добруджу было волнообразным) и как отражение архаических (по сути — языческих) признаков, свойственных тем или иным славянским зонам в целом. В качестве примеров для первого типа признаков берётся свадебная обрядность, для второго — народный календарь. Работа основана на собственных полевых исследованиях старообрядцев в Юго-Восточной Европе. При изучении славянских островных ареалов этнолингвистические методы исследования дополняются социолингвистическими по мере необходимости. |
Ключевые слова: |
этнолингвистика, славянские языки, славянские анклавы, народная традиция, терминологическая лексика народной духовной культуры, старообрядцы, южнорусский говор, архаические ареалы, свадебная обрядность, народный календарь. |
Cписок литературы: |
1 Агапкина Т. А. Мифопоэтические основы славянского народного календаря. Весенне-летний цикл. М.: Индрик, 2002. 816 с. 2 Агапкина Т. А. Обливать // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. 2004. Т. 3. С. 455–457. 3 Агапкина Т. А., Валенцова М. М., Плотникова А. А. Май // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. 2004. Т. 3. С. 166–170. 4 Белова О. В. Этнокультурные стереотипы в славянской народной традиции. М.: Индрик, 2005. 288 c. 5 Березович Е. Л. Язык и традиционная культура. Этнолингвистические исследования. М.: Индрик, 2007. 288 с. 6 Борисова О. Г. Кубанские говоры: материалы к словарю. Краснодар: Кубанский государственный университет, 2005. 252 с. 7 Виноградова Л. Н., Плотникова А. А. Ряжение // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. 2009. Т. 4. С. 519–525. 8 Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М.: Индрик, 1997. 910 с. 9 Гура А. В. Брак и свадьба в славянской народной культуре: семантика и символика. М.: Индрик, 2012. 936 с. 10 Дегтярёв В. И. (ред.). Большой толковый словарь донского казачества. М.: Русские словари; Астрель; АСТ, 2003. 605 с. 11 Касаткин Л. Л. Исследование говоров русских старообрядцев в Институте русского языка им. В. В. Виноградова РАН // Общеславянский лингвистический атлас: Материалы и исследования. 2003–2005 / отв. ред. Т. И. Вендина. М.: Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2006. С. 273–298. 12 Костромичёва М. В. Лексика свадебного обряда в орловских говорах // Лексический атлас русских народных говоров (Материалы и исследования) 1993 / отв. ред. А. С. Герд. СПб.: Нестор-История, 1994. С. 68–70. 13 Милорадовић С. Етнолингвистичка истраживања Метохиjе: теме и правци // Маликовић Д. (одг. ур.) Истраживања српског jезика на Косову и Метохиjи. Зборник радова. Косовска Митровица: Филозофски факултет Универзитета у Приштини, 2010. Књ. 2. С. 89–119. 14 Москетти-Соколова А. Историко-культурные связи казаков-некрасовцев и липован // Бендюк О. Б. (сост.). Казаки-некрасовцы. Сборник материалов из архивов Новокумского филиала музея изобразительных искусств. Ставрополь: Полиграфпром, 2009. С. 150–171. 15 Плотникова А. А. Семантический подход к описанию терминологии южнославянской обрядности // Вопросы языкознания. М., 1997. № 2. С. 77–89. 16 Плотникова А. А. Этнолингвистическая география Южной Славии. М.: Индрик, 2004. 770 с. 17 Плотникова А. А. Славянские островные ареалы: архаика и инновации. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2016. 320 с. 18 Сердюкова O. K. Словарь говора казаков-некрасовцев. Ростов-н/Д.: Ростовский ун-т, 2005. 320 с. 19 Словарь Академии Российской. СПб., 1789–1794. Ч. 1–6. 20 Словарь орловских говоров. Орёл: Орловский гос. ун-т, 1996. Вып. 8. 240 с. 21 Словарь русских народных говоров. Л./СПб.: Наука, 1965–. Вып. 1–. 22 Словарь современного русского литературного языка. М.; Л.: Академия Наук СССР, 1948–1965. Т. 1–17. 23 Толстая С. М. Дождь // Славянские древности: этнолингвистический словарь: в 5 т. 1999. Т. 2. С. 106–111. 24 Толстой Н. И. Язык и народная культура. Очерки по славянской мифологии и этнолингвистике. М.: Индрик, 1995. 512 с. 25 Толстой Н. И. Избранные труды. М.: Языки русской культуры, 1997. Т. I: Славянская лексикология и семасиология. 520 с. 26 Толстой Н. И.; Толстая С. М. (отв. ред.). Славянские древности. Этнолингвистический словарь: в 5 т. М., 1995. Т. 1. М., 1999. Т. 2. М., 2004. Т. 3. М.: Международные отношения, 2009. Т. 4. 2012. Т. 5. 27 Толстой Н. И., Толстая С. М. Славянская этнолингвистика. Вопросы теории. М.: Ин-т славяноведения РАН, 2013. 240 с. 28 Nowicka E., Głuszkowski M. (red.). Słowiańskie wyspy językowe i kulturowe. Toruń: Eikon, 2013. 306 p. |
PDF файл: |
Скачать |