Название статьи: |
Процессы художественной интеграции в современной архитектуре: Начало дискуссии |
Автор(ы): |
МАЛИНИНА Т. Г. |
Рубрика: |
Искусствоведение |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 4 (42) |
Страницы: |
185-197 |
Индекс УДК: |
УДК 72.036 |
Индекс ББК: |
ББК 85.11 |
Аннотация: |
Вниманию читателя предлагается комментарий автора статьи и одновременно автора концепции проведенного НИИ РАХ заседания круглого стола (18 ноября 2015), посвящённого процессам художественной интеграции в современной архитектуре, других видах искусства, актуальных художественных практиках и методам их изучения. Роль художника в адаптации человека к новым городским пространствам и их архитектуре очень велика. Активное внедрение инновационных технологий и новых материалов в современное строительство, влияние креативных концепций урбанистики усложняет язык архитектурных форм, порождает новую образность, резко изменяя привычную картину города сегодняшнего дня. И в среде профессионалов (практикующих архитекторов, художников, дизайнеров), и в обществе в целом возникает культурный запрос на обновление комплекса знаний в области формирования эстетически полноценной, благоприятной для человека жизненной среды. Именно с сознанием актуальности такого запроса теоретики искусства и архитектуры, арт-критики стремятся к новому осмыслению традиционной общекультурной проблемы взаимодействия или синтеза искусств. Задача современного исследователя состоит в выявлении перспективных тенденций в новых стратегиях преобразования среды, которые предполагают учёт самых разных факторов, а также в обращении к различным творческим методикам, чтобы овладеть инструментами встраивания и одновременно регулирования сложно протекающих процессов и достижения искомой органичности. Важно, в частности, прояснить наше отношение к образному и коммуникационному потенциалу таких видов творчества, как инсталляции в городской среде, монументальные формы ассамбляжа, симбиоз ландшафта и архитектурных конструкций, а также других многосторонних связей. Из разнообразной проблематики, затрагиваемой в ходе обсуждения за круглым столом, можно выделить три основных вектора, которым соответствуют три концептуальных модели художественного единства. Первая представляет собой модернистскую модель художественной интеграции, в основе которой лежит контрапункт вагнерианской и авангардной синтетических структур. Вторая — постмоденистскую версию. Третья — современную концепцию «новой “органицистской” утопии», намечающую контуры идеальной модели художественной целостности. Проведенное заседание, на котором выступили специалисты разного профиля, можно рассматривать как первую попытку своеобразного мониторинга, помогающего определить пути осмысления назревших сегодня проблем изучения процессов художественной интеграции и прояснения возникающих по ходу дела вопросов. |
Ключевые слова: |
синтез искусств (дефиниции), русский авангард, принципы формообразования, модернизм, диалог авангарда и классики, взаимодействие искусств, постмодернизм, модели художественной интеграции. |
Cписок литературы: |
1 Дуцев М. В. Концепция художественной интеграции в новейшей архитектуре: автореф. дис. … д-ра архитектуры. Нижний Новгород, 2014. 53 с. 2 Жадова Л. А. Супрематический ордер // Проблемы истории советской архитектуры. М., 1983. Вып. 6. С. 34–41. 3 Кривцун О. А. Новая выразительность и мера человеческого в современном искусстве: поиски сопряжений // Гуманистические основы и социальные функции искусства. М.: Российская академия художеств, 2012. С. 78–84. 4 Среда. Художник. Время. Монументальное искусство в координатах 2-й половины XX века: сборник статей по материалам Международной научной конференции. Москва, 23–24 сентября 2015 года / под ред. Н. И. Аникиной и А. С. Епишина. М.: БуксМАрт, 2016. 176 с. 5 Хан-Магомедов С. О. Архитектура советского авангарда: в 2 кн. М.: Стройиздат, 1996. Кн. 1: Проблемы формообразования. Мастера и течения. 709 с. |
PDF файл: |
Скачать |