Название статьи: |
Всенощное бдение Г. П. Дмитриева и В. А. Успенского: новое прочтение традиционного жанра |
Автор(ы): |
КОВАЛЕВ А. Б. |
Рубрика: |
Искусствоведение |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 4 (42) |
Страницы: |
208-221 |
Индекс УДК: |
УДК 783.6 |
Индекс ББК: |
ББК 85.31 |
Аннотация: |
Хоровой цикл Всенощного бдения относится к традиционным жанрам русской духовной музыки, т. е. к жанрам, как правило, связанным со сложившимися в лоне православной церкви богослужениями. В творчестве двух крупнейших композиторов рубежа XX–XXI вв. Г. П. Дмитриева и В. А. Успенского этот жанр характеризуется сложным и противоречивым взаимодействием богослужебной и индивидуально-художественной сфер. Подобное взаимодействие обусловлено культурно-политическим контекстом эпохи возрождения православной культуры в России в конце XX в., особенностями музыкального мышления светских композиторов конца XX в., обратившихся к жанрам русской духовной музыки. Традиции и новаторство в жанре Всенощного бдения рассматриваются на уровне музыкального воплощения богослужебно-певческой структуры песнопений, мелодико-гармонического языка, музыкальной организации богослужебного цикла. Результаты исследования свидетельствуют, что хоровые циклы Всенощного бдения Г. П. Дмитриева и В. А. Успенского в разной степени весьма опосредованно связаны с богослужебно-певческой традицией. В них сохранена каноническая структура традиционного жанра; индивидуально-творческий подход охватывает сферу мелодико-гармонического языка произведений, организации хорового цикла. В совокупности выразительных средств эти произведения более соответствуют внебогослужебному предназначению, задача которого — в приобщении разных слоев населения, разного отношения к вопросам вероисповедания к истокам нашей национальной культуры.
|
Ключевые слова: |
хоровой цикл, русская духовная музыка, духовно-музыкальное произведение, жанр, традиция, знаменный роспев. |
Cписок литературы: |
1 Гуляницкая Н. С. Поэтика музыкальной композиции. Теоретические аспекты русской духовной музыки XX века. М.: Языки славянской культуры, 2002. 432 с. 2 Ковалев А. Б. Богослужебно-хоровые циклы в творчестве Владислава Успенского // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2012. № 3. С. 37–42. 3 Ковалев А. Б. Типология жанров русской духовной музыки второй половины XIX – начала XXI века // Музыкальная академия. М.: Композитор, 2015. № 4. С. 54–59. 4 Медушевский В. В. Духовный анализ музыки: учеб. пособие в двух частях. М.: Композитор, 2014. 632 с. 5 Паисов Ю. И. Хоровое творчество Георгия Дмитриева / Гос. ин-т искусствознания, Академия хорового искусства. М.: ООО «Дека BC», 2007. 338 с. 6 Рахманова М. П. Новое направление в русской духовной музыке: исторические тенденции и художественные процессы // История русской музыки: в 10 т. / Гос. ин-т искусствознания. М.: Музыка, 2004. Т. 10 Б: 1890–1917- е годы. С. 392–456. 7 Энтелис Н. Л. Долог путь сомнений, трудно обретается вера: хоровой триптих В. Успенского (Всенощная, Литургия, Молебен на исход души) // Музыкальная академия. М.: Композитор, 1995. № 4–5. С. 34–37. |
PDF файл: |
Скачать |