Название статьи: |
Стадиальная модель формирования синтетической языковой личности в русской рок-культуре: начальный этап |
Автор(ы): |
ИВАНОВ Д. И. |
Рубрика: |
Теория и история культуры |
Год: |
2016 |
Номер журнала: |
№ 4 (42) |
Страницы: |
41-51 |
Индекс УДК: |
УДК 008.001 |
Индекс ББК: |
ББК 71.4 |
Аннотация: |
Русский рок-текст — это полисубтекстуальное (синтетическое) образование, формирующееся на базе генетического сращения вербального, музыкального, артикуляционного и имиджевого компонентов. В рамках авторской лингвокультурологической теории единство и специфику рок-текста определяет синтетическая языковая личность, структуру которой выстраивает единая когнитивно-прагматическая программа — своеобразная концептуальная матрица. В пространстве «героической» эпохи русского рока формируется специфическая логоцентрическая модель синтетической языковой личности. Синтетический субъект в рамках данной модели воспринимается как Бог (пророк), несущий слово правды, истины, надежды. В рамках данной статьи рассматриваются общие вопросы формирования синтетической языковой личности в рок-культуре, вводится понятие «стадиальная модель» и анализируется её начальный этап. Структура логоцентрической модели формируется на базе когнитивного взаимодействия двух типов субъектов: субъекта-источника и субъекта-интерпретатора. Субъект-
источник (генератор когнитивно-прагматической программы) занимает доминирующее положение, но и воспринимающее сознание вовлекается в структуру ассоциативно-интерпретационного уровня и становится конститутивным элементом синтетической языковой личности. В стадиальной модели формирования структуры синтетической языковой личности логоцентрического типа особую роль играет начальная стадия формирования коллективного субъекта (рок-группы) и генерирования единой для всех субъектных единиц (авторов / исполнителей и т.д.) когнитивно-прагматической программы. Формирование рок-группы в контексте моделирования синтетической языковой личности логоцентрического типа определяется не столько профессиональными качествами потенциальных участников рок-группы, сколько степенью духовной близости, желанием реализовывать единую, целостную когнитивно-прагматическую программу. Оригинальная когнитивно-прагматическая программа рок-группы чаще всего генерируется на базе уже существующих, получивших в пространстве культуры «универсальный» статус. В качестве субъекта-источника, порождающего когнитично-прагматическую программу, может рассматриваться как автор текстов, так и лидер рок-группы (при несовпадении), который в сознании слушателя-зрителя отождествляется не только с автором текстов, но и автором музыкального компонента рок-произведения. |
Ключевые слова: |
Русский рок-текст — это полисубтекстуальное (синтетическое) образование, формирующееся на базе генетического сращения вербального, музыкального, артикуляционного и имиджевого компонентов. В рамках авторской лингвокультурологической теории единство и специфику рок-текста определяет синтетическая языковая личность, структуру которой выстраивает единая когнитивно-прагматическая программа — своеобразная концептуальная матрица. В пространстве «героической» эпохи русского рока формируется специфическая логоцентрическая модель синтетической языковой личности. Синтетический субъект в рамках данной модели воспринимается как Бог (пророк), несущий слово правды, истины, надежды. В рамках данной статьи рассматриваются общие вопросы формирования синтетической языковой личности в рок-культуре, вводится понятие «стадиальная модель» и анализируется её начальный этап. Структура логоцентрической модели формируется на базе когнитивного взаимодействия двух типов субъектов: субъекта-источника и субъекта-интерпретатора. Субъект- источник (генератор когнитивно-прагматической программы) занимает доминирующее положение, но и воспринимающее сознание вовлекается в структуру ассоциативно-интерпретационного уровня и становится конститутивным элементом синтетической языковой личности. В стадиальной модели формирования структуры синтетической языковой личности логоцентрического типа особую роль играет начальная стадия формирования коллективного субъекта (рок-группы) и генерирования единой для всех субъектных единиц (авторов / исполнителей и т.д.) когнитивно-прагматической программы. Формирование рок-группы в контексте моделирования синтетической языковой личности логоцентрического типа определяется не столько профессиональными качествами потенциальных участников рок-группы, сколько степенью духовной близости, желанием реализовывать единую, целостную когнитивно-прагматическую программу. Оригинальная когнитивно-прагматическая программа рок-группы чаще всего генерируется на базе уже существующих, получивших в пространстве культуры «универсальный» статус. В качестве субъекта-источника, порождающего когнитично-прагматическую программу, может рассматриваться как автор текстов, так и лидер рок-группы (при несовпадении), который в сознании слушателя-зрителя отождествляется не только с автором текстов, но и автором музыкального компонента рок-произведения. |
Cписок литературы: |
1 Барановская Н. Константин Кинчев. Жизнь и творчество. Стихи. Документы. Публикации. СПб.: Новый Геликон, 1993. 239 с. 2 Башлачев А. Интервью А. Башлачева Шипенко и Б. Юханову. 1986. URL: http//www.muzofon.com/search/Башлачев%20интервью (дата обращения 12.05.2016). 3 Гавриков В. А. Русская песенная поэзия ХХ века как текст. Брянск: ООО «Брянское СРП ВОГ», 2011. 634 с. 4 Голев Н. Д., Ким Л. Г. Вариативность интерпретации речевого произведения и особенности русского языкового мышления (холизм vs. элементаризм) // Система языка и языковое мышление. М.: Либроком, 2009. С. 51–65. 5 Добровицкая М. Разочарование // Молодежь Эстонии. 1987. 27 июня. 6 Зыкова И. В. О личности: лингвокультурологические заметки // Язык, сознание, коммуникация: сб. статей. М.: МАКС Пресс, 2013. Вып. 46. С. 35–49. 7 Иванов Д. И. Рок-альбом 1980-х годов как синтетический текст: Ю. Шевчук «Пластун». Иваново: Издатель «Епишева О. В.», 2008. 192 с. 8 Иванов Д. И. Вербальный компонент синтетической языковой личности: специфика функционирования концептуальных фраз // Мир русского слова. СПб., 2013. № 2. С. 19–24. 9 Иванов Д. И. Воспринимающее сознание слушателя-зрителя как конститутивный компонент структуры синтетической языковой личности // Вестник Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова. Кострома, 2014. № 1. С. 211–214. 10 Иванов Д. И. Обложка рок-альбома как составляющая имиджевого компонента синтетической языковой личности // Гуманитарные, социально-экономические и общественные науки. Краснодар, 2015. № 10. С. 26–29. 11 Караулов Ю. Н. Русский язык и языковая личность. М.: ЛКИ, 2007. 265 с. 12 Ким Л. Г. Текст как объект интерпретационной деятельности адресата // XII конгресс международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы «Русский язык и литература во времени и пространстве». Шанхай: Шанхай пресс, 2011. Т. 2. С. 248–253. 13 Макаревич А. Семь тысяч городов. Стихи и песни. М.: ЭКСМО, 2000. 402 с. 14 Москвина Т. Теперь — куда? // Ленинградский рабочий. 1987. 3 июля. 15 Свиридов С. В. Рок-искусство и проблема синтетического текста // Русская рок-поэзия: текст и контекст. Тверь, Изд-во ТвГУ, 2002. Вып 6. С. 5–32. |
PDF файл: |
Скачать |